Нам понадобится принцип «разделенного внимания». Представим себе наше внимание состоящим из двух частей – внимания основного и внимания периферийного. Это несложно. В жизни мы этим пользуемся, только пользуемся не квалифицировано. Как правило, под нашим контролем только основное внимание, периферийное же занимается всякой чепухой. «Внутренний диалог», так мешающий при углубленной концентрации, также есть следствием неумения контролировать периферийную область сознания.
Можно, конечно, освоить метод глубокой концентрации на каком-либо объекте, то есть научиться направлять на объект все внимание, но попробуйте это сделать без объекта. Иными словами, попробуйте существовать без мыслей, в состоянии безотносительного созерцания. Если вы способны делать это сколь угодно долго, можете считать, что первый серьезный инструмент у вас уже есть. Зачем нам вообще нужно осваивать раздельное внимание?
Во-первых, в дальнейшем нас ждут довольно сложные техники, точнее они кажутся таковыми неподготовленному путнику. К примеру, можете ли вы представить себе нечто сходящееся и расходящееся ОДНОВРЕМЕННО? А бесконечность, сведенную в точку? Не просто задекларировать, а именно представить? Для расширенного сознания, вышедшего за пределы линейности, это не сложно.
Кстати, в физиологическом смысле, расширенное сознание обуславливает формирование новых схем сигналов от нервных окончаний коре головного мозга или подкорковым структурам. При этом активизируются те участки, которые ранее не были задействованы в работе организма, происходит синхронизация полушарий головного мозга. Это и есть физическая, плотноматериальная основа сверхспособностей.
Во-вторых, разделенное внимание – весьма полезный практический инструмент. Например, слушая собеседника, вы можете получать от него гораздо больше информации, чем содержится в его словах, замечать то, что он хотел бы скрыть.
Как же разделить внимание? Прежде всего, мысленно. Представьте себе как бы две области наблюдения – «изнутри» и «снаружи». Например, вы сидите, читаете книгу. Ваше внимание привлечено содержанием читаемого, в то же время, вы представляете, «видите» себя, читающего. Попробуйте это проделать. Теперь переместите основное внимание в «наблюдателя», не прекращая чтения. Что вы чувствуете? Как теперь воспринимается читаемый материал? Проделайте это упражнение несколько раз. В психологии опосредовано признается принцип разделенного внимания. Он находит выражение в понятиях интроспекций и рефлексий, свойственным высокоразвитым творческим личностям.
Далее нам понадобится представление себя в виде простейших геометрических образований – сфер. Просто сделайте это, без лишнего вопроса «где в этот момент находится тело?». Пусть находится где угодно, нас это не интересует, ведь свое «Я» мы еще не определили. Если желаете представлять картину перед своей телесной оболочкой, то это тоже допустимо.
Итак, располагаемся сидя в удобной позе, одежда не должна стеснять, сторонние факторы по возможности не должны отвлекать. Мышцы расслаблены, психо-эмоциональное состояние ровное. Первый этап называется «разметка пространства». В дальнейшем мы всегда будем начинать с вхождения в ровное психо-эмоциональное состояние и разметки пространства.
I Этап.
Представляем четыре концентрические сферы, то есть четыре сферы разного диаметра с единым центром . Первая сфера, самого малого диаметра, наполнена плотным белым светом. Представляете себе лампу дневного света? Примерно так. Желательно, конечно, избегать всяческих аналогий, чем проще образ, тем ближе он к реальности, к иной, но все же реальности. В этой реальности никаких ламп дневного света нет, а вот сферы есть. Назовем эту сферу Ядром Нашей Сущности, или проще – Ядром. Или совсем просто – Я. Это и есть ранее не определяемое «Я», и определить его не представлялось возможным ввиду отсутствия такового в привычном для нас пространстве. Личность является отнюдь не носителем «Я», но лишь атрибутом его, тем, что проявляет «Я» в нашей реальности. Основное качество Ядра – лучистость, то есть способность излучать, просветлять, освещать.
Следующая от ядра сфера – ментальная. Она также имеет световую природу, но плотность ее света меньше, чем у Ядра и несколько иного качества. Можете также назначить, или увидеть цвет этой сферы, например, синий. Здесь нет точных указаний, принимайте так, как вам представляется. Эта сфера – слой, в котором находятся все наши мысли, рассуждения, вербальная активность.
Далее идет сфера эмоционального слоя. Здесь живут все наши эмоции, и дальнейшее объяснение, думаю, будет излишним. Что такое эмоции мы знаем хорошо. Можете представить цвет слоя. Можете этого не делать. Здесь я советую ориентироваться на интуицию, если вы к ней прислушаетесь, она выдаст вам оптимальные настройки методики.
Последняя сфера – слой ощущений. Здесь все, что связано с органами чувств. Визуальные образы, звуки, вкусовые, тактильные ощущения, запахи. На этом разметка заканчивается.
II Этап
Направляем свое основное внимание в центральную сферу, в Ядро Нашей Сущности, ощущаем себя сферой, наполненной плотным белым светом. Нет ничего, кроме внимания, основная часть которого в Ядре, а периферийная свободно скользит по другим сферам.
Возвращаем периферийное внимание в Ядро, в то время как основное помещаем в наружный слой, сферу ощущений. Здесь позволим себе окунуться в мир ощущений. Пусть сознание включит мощные механизмы образности. Образы могут быть эйдетическими (отображением событий, имевших место), либо сконструированными (созданными воображением), но обязательна связь с чувственным восприятием. Например, представьте себя на берегу моря: красивый закат, шум прибоя, крики чаек, прохладная вода, характерный морской запах…, фантазируйте, но акцент в ваших фантазиях или воспоминаниях поставьте именно на чувствах восприятия. Важное замечание: события и ощущения должны быть позитивными. Не забывайте о ядре, удерживайте его периферийным вниманием.
Меняем основное и периферийное внимание местами. Основное помещаем в Ядро, периферийное – в слой ощущений. Начинаем своим периферийным вниманием постепенно убирать слой ощущений. Если не получается без образности, используйте простые образы, чем проще, тем лучше. Например, слой тает, как лед, испаряется или медленно развеивается, уносится ветром. Ощущения были сформированы образно, затем геометризированы аналитически в сферу, (наиболее любознательные читатели могут на досуге поразмышлять на тему синхронизации полушарий головного мозга), сфера убирается, а вместе с ней исчезают наши ощущения. Второй этап завершен.