Среди огромного количество божества и сверхъестественных существ, обнаруженных в религиозном мире Индии, был ряд таких, которые обладали характеристиками вампира и были отмечены в литературе о вампирах Но все же это огромное количество разнообразных демонических существ больше напоминало духов, вурдалаков, а nакже живых ведьм и колдунов Индийские вампиры и вампирические существа появлялись уже в древних индийских текстах, что дало повод некоторым исследователям полагать, что Индия была тем самым местом, где возникла вера в вампиров и откуда она распространилась на соседние территории Вполне оправдано предположение, что значительный вклад в формирование на Западе веры в вампиров внесли переселившиеся из Индии цыгане.
В древнем индуизме (господствующей религии Индии) сотворение изображается как первичное создание золотого яйца (космического разума) Видимое сотворение произошло из разделения этого яйца на небеса землю и на 21 регион космоса. Эги регионы космоса были грубо поделены на три зоны, одной из которых была Тала — подземное царство хтонических божеств, жилище великанов-людоедов, призраков и демонов.
Наиболее известными из вампирических существ Тала были ракшасас (женский аналог ракшасис). Они описывались как хтонические существа и демоны, которые живут на кладбищах и вмешиваются в дела подей, нарушая ритуалы и сбивая с пути набожных людей. Убийство младенцев было одним из их самых отвратительных деяний. Ракшасасы приходили в различных формах, иногда как женщины, а иногда как мужчины, некоторые как гуманоиды, а некоторые как полуживотные. Согласно легенде Хануман — божество, которое появлялось в образе обезьяны, прийдя в юрод Ланка в качестве посланника Рамама, наблюдало ракшасасов в любой вообразимой форме Характеристика ракшасасов была дана во многих индийских эпосах, таких как Махабхарата и Рамайяна (в которой содержался эпизод с Хануманом), а многие божества и мифические герои заслужили себе славу, убивая ракшасаса..
Ракшасасы считались вампирами в силу некоторых своих черт. Например, они рыскали в ночи, имели устрашающую внешность и продолговатые клыки В текстах их называли асра-па или асрк-ра (буквально: пьющие кровь). Как и греческие ламии, они разыскивали беременных женщин и нападали на младенцев. Естественным врагом ракшасасов был Агни — изгонитель тьмы и исполнитель священного обряда Люди призывали Агни, чтобы он убивал или отпугивал демонов
Тесно ассоциировались с ракшасасами йату-дхана (или хату-дхана) - колдуны, которые пожирали остатки, брошенные ракшасасами. Иногда гермин йату дхана использовался попеременно с ракшасасом. Также часто вместе с ракшасасом, упоминался гшсачас (буквально пожиратель живой плоти), но он занимал более низкую ступень в иерархии существ. Он обладал отвратительной, отталкивающей и кровожадной внешностью. Тексты описывали писачас как вурдалаков, поедающих плоть и разносящих опасную болезнь. В Пуране — сборнике индуистских документов - писачас описывались как продукт гнева бога Брахмы:
После создания богов, демонов (асуров), предков и человечества, Брахма был истощен, а они стали поедать его тело, так как они бьли ракшасасами и йаксасами. Когда Брахма увидел их, он был недоволен, и выпали волосы его и стали змеями. А когда увидел он змей, охватил его гнев, и существа, рожденные от его гнева, были злобными поедателями плоти — писачасами. Так Брахма создал жестоких тварей и добрых тварей - дхарма и адхарма, правду и ложь.
Вампирическими чертами обладали также и бхута — души умерших, особенно тех, кто скончался безвременно, был безумен или родился с уродствами. Они скитались в ночи и появлялись как темные тени, мерцающие огни или неясные видения. Иногда они входили в мертвое тело и делали его вурдалаком, который пожирал живущих. Брахмапаруша - подобное существо, известное в северной Индии.
Бхутасы жили вокруг тех мест, где происходило сожжение (кремация), в развалинах и других заброшенных местах, и в пустыне. Они могли трансформироваться либо в сов, либо в летучих мышей. Сова занимает особое место в индийской мифологии. Считалось несчастьем услышать крик совы, а крик совы, услышанный на кладбище, предвещал смерть. Мясо совы могло использоваться в ритуалах черной магии.
Бхутасы считались опасными по множеству причин. Они поедали отвратительную пищу и постоянно испытывали жажду. Они любили молоко и могли напасть на младенцев, которых только что покормили. Они могли войти в тело сквозь различные отверстия и овладеть человеком. И хотя бхутасы могли иногда действовать как вампиры, в основном их рассматривали как злобных существ.
Наиболее близки к западным вампирам индийские демонические фигуры веталасы, или бетайласы, — духи, которые поселялись в телах умерших и оживляли их. Бстайл был центральным персонажем «Вегала-Пачиси» — классического образца индийской литературы, сравнимого с «Притчами» Чосера или «Арабскими ночами». Впервые они переведены и опубликованы в Англии в середине века. Новый, самый удачный перевод одиннадцати из них был сделан сэром Ричардом Ф. Бартоном и опубликован в 1870 году под заголовком «Викрам и вампир».
«Ветала-Пачиси» описывали встречу короля Викрама с бетайлом, который рассказал ему серию сказок. Викрам, как и король Артур, был реальным человеком, который жил в первом веке нашей эры и стал притягательной фигурой для множества сказаний и притч. В книге йог уговаривает Викрама провести с ним вечер на кладбище. Затем он просит Викрама принести ему тело, которое он найдет на расстоянии четырех миль к югу, на другом месте захоронения. Это тело должно было висеть на дереве мимозы. Тело оборачивается бетайлом. И Викрам испытывает большие трудности, чтобы заставить вампира сопровождать его обратно к йогу, но в конце концов ему удается это сделать. Чтобы скоротать обратный путь, бетайл рассказывает ему целую серию рассказов, которые и формируют книгу.
Когда они добираются до кладбища, где находится йог, король обнаруживает, что тот вызывает Кали. Они были окружены полчищем демонов индийской мифологии, включая ракшасасов и бхутасов, которые приняли вид различных тварей, а также бетайлами. Йог привел их к храму богини Кали. Там Викрам, защищаясь, убивает йога. В качестве награды боги даруют ему славу.
Обзор индийских вампрических существ был бы не полон без упоминания богини Кали, которую часто называют супругой Шивы. Она была богиней тьмы; на рисунках обычно изображалась темнокожей. У нее была ужасная, устрашающая внешность, а в качестве украшений она носила части человеческих тел. Ее любимым местом были ноля сражений, где она пьянела от крови жертв, а также места захоронений / сожжений. В книге «Викрам и вампир» Викрам видит Кали в храме, расположенном па кладбище:
Там стояла Смашана-Кали - богиня в самой своей чудовищной форме. Это была обнаженная и очень черная женщина с наполовину рассеченной головой, частично отрезанной и частично раскрашенной, покоившейся ни ее плечах. Ее глаза были красные как у пьяницы, а брови были того же цвета. Ее грубые жесткие волосы свисали, как накидка, до колен.
Бартон комментирует этот отрывок:
«Будучи не в состоянии найти жертву, эта приятная богиня дли того, чтобы удовлетворить свою жажду, перерезала собственное горло, чтобы кровь могла просочиться в ее рот».
Другие вампирические существа. По всей Индии среди различных этнических и лингвистических групп существовало огромное количество привидений, злых духов, демонов, которые жили неподалеку от кладбища и мест кремации и имели некоторое сходство с вампирами Европы. Многие из них дурачили других, принимая облик живого человека, и обретали вновь ужасную демоническую внешность непосредственно перед нападением на свои жертвы. Например, в Гуджарате существовали чурелы — женщины, которые умерли неестественной смертью (в западной Индии чурела была также известна как джахин, джахаи, мукаи, нагулаи и алвантин). Если с такой женщиной плохо обращалась семья, то она возвращалась, чтобы потревожить их и иссушала кровь мужчин этой семьи. Такая женщина могла стать дакини — помощницей богини Кали, а также участницей ее вампирических деяний. Если молодой человек был соблазнен чурелий и притрагивался к пище, которую она ему предлагала, то она держала его при себе до самого рассвета и возвращала в деревню седым старцем. У чурелы была одна особенность, которая выдавала ее, — ее стопы были вывернуты таким образом, что пятки были спереди, а пальцы сзади. Рожавшим женщинам и младенцам вся семья и друзья уделяли массу внимания. Женщина, умершая во время родов, вероятнее всего превращалась в привидение. И чтобы предотвратить это, семья должна была похоронить ее тело, а не предать его кремации. Они должны были закрепить четыре гвоздя по углам места захоронения и посадить красные цветы на самой могиле. Женщину, которая умерла во время родов, хоронили в специальном месте (в различных частях Индии это место отличалось). Например, тело могли выносить из дома через боковую дверь и похоронить в тени дома, которую он отбрасывал при полуденном солнце. Верили, что если не пользоваться центральным входом для выноса тела, то чурела не сможет найти дорогу домой. Некоторые вбивали железные гвозди в порог дома и рассыпали семена проса но дороге к кладбищу. Как и в Восточной Европе, считалось, что чурела будет считать семена проса, a это занятие задерживает ее до самого наступления рассвета. В Пенджабе женщине, которая умирала во время родов, вбивали гвозди в кисги рук и стопы, прикладывали красный перец к глазам и обматывали стопы цепями. Другие же ломали ей ноги повыше лодыжек, разворачивали стопы назад и связывали большие пальцы вместе или же просто скрепляли стопы железными кольцами.
Среди самых интересных вампиров были чепиди (литературно: проститутки) — разновидность колдуньи в области Годовари. Чепиди изображались разъезжающими верхом на тигре в ночи. Без одежды они входили в дома спящих мужчин и высасывали их кровь из большого пальца ноги. Используя гипноз, они погружали всех остальных членен семьи в сон, подобный трансу, для того, чтобы те не смогли обнаружить их присутствия. По утру мужчина просыпался, но чувствовал себя опустошенным и в какой-то мере отравленным. Если он не обращался за лечением, то чепиди вновь возвращалась. Иногда чениди нападала на мужчин в джунглях, принимая образ тигра с человеческими ногами.
Девендра П. Варна предположил, что вампирические существа древней Индии являются источниками верований в вампиров в Европе. Он утверждал, что такие верования были перенесены арабскими караванами, следовавшими по Великому Шелковому пути из долины Инда к Средиземноморскому бассейну. Вероятно, они достигли Греции в I веке нашей ары. Подобное объяснение вполне допустимо, если бы не надо было развивать его более глубоко, чтобы как-то увязать с другими теориями, которые предлагают множество версий происхождения мифа о вампире в различных странах, удовлетворяющих целому ряду универсальных потребностей.