Образ Мирового древа у кельтских народов своеобразен и заметно отличается от скандинавского Иггдрасиля. Наиболее хорошо он известен по мифологии древней Ирландии. В отличие от скандинавов, в Мировом древе кельтов нет столь же детальной иерархической структуры. Ни горизонтальной, ни вертикальной. Для кельтов это, прежде всего, центр как таковой, цельный, неделимый внутри себя символ. В то же время, кельтское Мировое древо более «вещественно», имеет большую связь с деревьями реальными. Это не только объект иного мира, но и вполне земное воплощение символа. Более того, в отличие от Иггдрасиля, в нем нет идеи единственности, нет понимания его как универсального и единственного центра всей вселенной. Ирландцы знали пять Мировых Деревьев, являющихся символическими центрами пяти королевств Ирландии. Ни к другим кельтским государствам, ни, тем более, ко всему мирозданию эти деревья прямого отношения, по представлениям ирландцев, не имели.
Известны собственные имена этих деревьев. В предании «Старина мест» говорится о них: «Эо Росса, Эо Мугна, Биле Дате, Краэб Уисниг, Биле Тортан – всего пять деревьев». Из дальнейшего текста мы узнаем и видовую принадлежность каждого из них. Эо Росса – тис, Эо Мугна – дуб, Биле Дате, Краэб Уисниг и Биле Тортан – ясени. Более того, известна вполне материальная, земная история этих деревьев. Описано, например, кто и когда их посадил.
В чем же тогда их особое значение, связанный с ними символизм? Почему вообще они являются волшебными, мистическими деревьями? Ответ на эти вопросы содержится в ирландских мифах и, прежде всего, в предании «Установление владений Тары». Само их происхождение волшебно. Согласно преданию, семена, из которых выросли эти деревья, принес на ирландскую землю загадочный мифический персонаж Трефуйлнгид Трееохайр, о личности которого до наших дней не утихают споры кельтологов, склонных считать его одним из воплощений ирландского представлений о Властелине Мира, или даже Всевышним.
Его имя переводится как «могучий, поддерживающий», а описанный в предании облик не оставляет сомнений в его нечеловеческой природе:«Словно верхушки деревьев в лесу были его плечи, а между ног виднелись небо и солнце, ибо таков был его рост и благородство. Сияющее стеклянное покрывало было на нем, словно сотканное из тончайшего полотна. На ногах его были сандалии, но нельзя было узнать, из чего они сделаны. Желтые, словно золото, волосы вились у него до самых бедер. Каменные пластинки держал он в левой руке и ветвь с тремя плодами в правой, и вот что это были за плоды: орехи, яблоки и майские желуди, и все они были незрелыми». Далее добавляется, что ветвь, которую он держал в руках, была многоцветной, из золота и ливанского дерева.
Нечеловеческие свойства Трефуйлнгида и, одновременно, необычные свойства ветви, которую он держал в руках, подчеркиваются еще раз в разговоре, который состоялся затем у Трефуйлнгида с ирландцами:
- Сколько же вас на этом острове? – спросил Трефуйлнгид. – Хотел бы я видеть вас собравшимися в одном месте.
- Воистину не так и много, - ответил Конайнг, - и если такова твоя воля, то так тому и быть, но не возрадуется народ, что придется ему кормить и поить тебя.
- Не придется ему горевать, - ответил Трефуйлнгид, - ибо запах ветви, что держу я в своей руке, будет мне едой и питьем до скончания жизни.
Нетрудно догадаться, что от плодов именно этой чудесной ветви и произошли пять священных деревьев Ирландии. Установив разделение острова на пять королевств, Трефуйлнгид дал легендарному ирландскому герою Финтану«несколько ягод с ветви, что держал он в руке, а тот посадил их в тех местах, где, как полагал, смогут они расти. Отсюда и произошли деревья: Биле Тортан, Эо Роса, Эо Мугна, Кроеб Дайти и Биле Исниг».
В саге «Видение Фингена» женщина из волшебного народа сидов (эльфов) подтверждает Фингену эту историю, рассказывая ему про Эо Мугна: «Это – плод с ветви, что держал Всевышний, который пророс в правление Конанга Бекфиаклаха, брошенный рукой Финтана, сына Бохра». В то же время она приводит и другую версию: «Со времен Потопа сокрыто в Ирландии дерево … До нынешней ночи никогда не видел глаз человека этого дерева, имя которого Мугна. То дитя райского дерева. С могучими ветрами залетело сюда его семя и опустилось в долине Мугна». Так или иначе, добавляет она, «как это случилось, останется тайным».
С обычными растениями эти пять Священных деревьев сближает также то, что они смертны, подобно любому живому дереву. Известно даже, что они погибли. В «Установлении владений Тары» говорится о том, что «Финтан оставался и рассказывал ирландцам о старине, покуда не пережил эти деревья, что иссохли на его веку». Жизнь самого Финтана исчислялась многими веками, по легенде он был среди первых переселенцев на остров, высадившихся на берега Ирландии еще до потопа. То есть срок жизни пяти Священных деревьев тоже мог выходить за рамки обычного, но бессмертием они не обладали в любом случае.
В то же время, мы должны отметить еще одну особенность, которая вновь выводит эти деревья из ряда обычных растений. Как уже было замечено, это были тис, дуб и три ясеня. Однако, на ветви, которую принес Трефуйлнгид, росли орехи, яблоки и желуди. А сама ветвь была ливанского дерева. Более того, в предании «Старина мест» сказано про дуб Эо Мугна, что «девять сотен мер желудей приносил он и давал плоды трижды в год – прекрасные, невиданные яблоки, орехи, круглые и алые, словно кровь, да крепкие коричневые желуди».
Таким образом, в мифологии кельтов реальные и волшебные свойства Священных деревьев сочетаются и причудливым образом переплетаются, в результате чего формируется удивительный образ, относящийся одновременно к миру материальному и к сфере символического и чудесного.
В нашем рассказе о пяти кельтских деревьях мы неслучайно чаще называли их священными, а не Мировыми. Эо Мугна – «дитя райского дерева», но не само оно. Генеалогия этих деревьев, их земные свойства определяют онтологическую вторичность каждого из них в отдельности по отношению к Arbor Mundi, Мировому древу как таковому. В то же время, эти пять деревьев вместе образуют единый символ высшего порядка. Это не Ось Мира, а крест, концами и перекрестьем которого они и являются. Этот крест являлся для кельтов своеобразной системой координат, по которым была сориентирована структура их государства и устроена вся жизнь.
Сходную систему мы находим на другом континенте, в Центральной Америке, у майя и ацтеков. Согласно их представлениям, на крайнем севере, востоке, западе и юге мира располагаются четыре небесных дерева. Между ними, в центре мира растет огромное центральное дерево. Эти пять деревьев ответственны за организацию всей вселенной.