Народ коми вполне может поспорить за звание самой "колдовской национальности" на всей планете.
Широкая общественность открыла для себя коми нацию колдунов после книги пермского художника Сергея Тетерина "Пермский оракул". Случилось это в начале 1990 годов. Издавна у коми имели огромное влияние "профессиональные" колдуны-туны, которые могли использовать магические приемы как для оказания помощи соседям, так и для насылания болезней путем установления связи с параллельным сверхъестественным миром богов и духов.
Коми выработали достаточно рациональный подход к собственной магии: любой человек может изучить все эти практики, сдать своеобразный экзамен и стать колдуном. Возможность применения магии на практике не обусловлена неким наследственным даром, как это обычно декларируют какие-нибудь сибирские целители или шаманы. Да, в большинстве случаев знания о магии передавались в рамках одной семьи, существовали целые династии знахарей и колдунов. Однако замкнутой касты языческих жрецов-магов у коми не было.
Колдовство коми охватывало все стороны жизни, не исключая сферы интимных отношений. Иногда рассказывают истории о псевдоженах - лесных духах, которые обманывают охотников, выдавая себя за их жен. Промысловики раньше уходили далеко в тайгу, причем сезон охоты длился несколько месяцев осенью и зимой-весной. И сейчас многие жители деревень буквально месяцами пропадают в лесу, обходя свои путики - родовые промысловые владения. Говорят, если человек в лесу вспоминает свою жену, которая осталась дома, враждебные духи слышат эти мысли и, случается, начинают его морочить. Обычно жена-фантом встречается человеку на берегу реки. Охотник плывет в лодке и внезапно видит на берегу супругу. На самом деле это лесной дух-обманщик, а настоящая жена находится дома за десятки и сотни километров. Ничего не подозревающий человек забирает мнимую подругу жизни с собой и какое-то время живет в лесу вместе с ней как с настоящей. Жена-фантом ведет себя в точности так же, как та, которая осталась дома - общается, готовит еду, спит со своим мужем. И только вернувшись, обманутый охотник узнает, что его настоящая супруга никуда не отлучалась из деревни, а в лесу его околдовал один из лесных духов. Обычно после этого у человека наступает серьезное расстройство психики, и ему приходится обращаться за помощью к сильному знахарю.
Едва ли не более опасным явлением оказывается уносящий людей дух-ветер шувгей. Причем разным людям шувгей представляется по-разному. Чтобы заманить ребенка, вихрь появляется перед ним как хоровод веселящихся детей. Если малыш хотя бы протянет к ним руку, вихрь унесет его с собой. Шувгей может также принять облик умершего родственника или старого знакомого. А одиноким молодым мужчинам дух-вихрь показывается в образе соблазнительной девушки, зовущей к себе. Похищенный шувгеем человек становится невидим для окружающих, и они теряют его из виду. Вихрь носит свою жертву неведомо где, а потом оставляет недалеко от того места, где он его захватил. Отпущенный вихрем человек обычно, говорят, заболевает эпилепсией, теряет разум или, в лучшем случае, отделывается заиканием.
В быту коми сталкиваются главным образом с колдовством, связанным с насыланием порчи и лечением от нее. Лечение ведется теми средствами, которые болезнь не может перенести, например, окуриванием табачным дымом или выпариванием в бане. Баня является, пожалуй, главным местом проведения магических обрядов. К тому же в сознании коми баня представляет собой место, пограничное между реальным миром и миром духов, сверхъестественным.
Вероятно, могущественные колдуны живут и поныне, пишет издание. Доказательством тому служит еще одна история, которую рассказал Олег Куратов, ученый, кандидат наук, многие годы проработавший в советской атомной промышленности, ныне живущий в Москве. В конце 1970 годов он был в командировке на секретном военном объекте на Северном Урале и однажды в свободный день выехал с офицерами на охоту в тайгу. Так случилось, что военный "уазик" углубился на территорию тогдашней Коми АССР. Хозяином охотничьего кордона, куда прибыли любители пострелять дичь, оказался тун - коми-колдун, как он сам представился гостям. На следующий день во время охоты наш герой, сидя в засаде в паре со стариком-хозяином, издалека подстрелил оленя. При осмотре добычи выяснилось, что это беременная самка оленя. Отпив из горла животного горячей крови и начав разделывать еще теплое тело, охотники вытащили уже вполне сформировавшийся плод.
И тогда на глазах ошарашенного ученого-атомщика старый тун начал выкрикивать странные слова. Куратов вдруг снова ощутил себя сидящим в засаде и видел сквозь прицел ружья приближающегося оленя. Но теперь старик потребовал, чтобы гость не стал стрелять и дождался следующей добычи. Больше оленей рядом с ними в тот день не оказалось, и лишь вечером, умываясь, москвич увидел у себя под ногтями рук застывшую кровь.