Огонь и потрескивание горящих поленьев в печи или в костре на отдыхе... Кому не знакомо, то магическое состояние тишины, умиротворения, единства, возникающее, когда смотришь на малиновые язычки пламени. Во многих восточных практиках рекомендуют смотреть на горящий огонь, будь то огонь костра или пламя свечи, думая о хорошем, очищая себя от плохих мыслей. Очаг всегда являлся символом единства семьи, объединяющим всех домочадцев. На нем не только готовили пищу, но и использовали в лечебных целях. И дым, который испускали горящие дрова, и уголь, остававшийся когда они прогорали. В ход шла даже опечина (пережженная глина, находящаяся в печной кладке), которую перетирали в мелкий порошок заваривали, а затем давали пить при лихорадке. Для грудных детей использовали вместо присыпки.
Но больше всего, конечно, использовались древесный уголь и зола. Сегодня мы пьем угольные таблетки при отравлении, а раньше крестьянские дети грызли древесные угольки просто ради удовольствия. Видимо, они интуитивно чувствовали полезность этого вещества, и, возможно, тяга к нему возникала чаще всего при расстройствах пищеварения. Им было невдомек, что древесный уголь уже давно использовался в медицине как эффективное лечебное средство. Вспомните с каким удовольствием мы сами кусали печеный картофель, пахнущий дымом, слегка солоноватый из-за золы. Уголь не только благотворно действует на пищеварение, но и очищает зубы, устраняя дурные запахи изо рта. Недаром древесный уголь использовался при производстве отличного зубного порошка, а также специальных пилюль и таблеток. Особо ценным для медицинских целей считался уголь, полученный из древесины липы. Недаром липовый уголь входил в I-VII издания Российской фармакопеи. Он назначался при отрыжке, метеоризме, дизентерии, диарее (поносе), туберкулезе легких и горла. Разумеется, в народной медицине древесный уголь находил такое же применение. Кроме того, опытные хозяйки всегда держали рядом с печью на всякий случай толченый уголь. Если вдруг случалось, что она или кто-нибудь из домочадцев обожжет, скажем, руку или ногу, то обожженное место смачивали водой и посыпали толченым углем. Через час-другой краснота спадала, а боль постепенно утихала. Более эффективным был компресс из угольного порошка, смешанного с тертым картофелем.
Печная зола издавна применялась в народной медицине в качестве лечебного средства. Средневековый врач Амирдовлат Амаснаци в медицинском трактате «Ненужное для неучей» писал о древесной золе так: «Ее сила подобна силе тех веществ, из которых она образовалась. Лучшей является зола дуба... Она останавливает кровь. А если просеять через тюль и пить ежедневно по утрам по 2 грама с яблочным сиропом, то поможет при болях в желудке... Если сделать примочку с золой виноградной лозы, то поможет при головной боли». Лечение печной золой практиковалось на Руси повсеместно, благо она всегда была под рукой в каждой избе. В старинных лечебниках золой или пеплом рекомендовали лечить излом, то есть ушиб, болезни глаз, детские болезни. У деревенских знахарок печная зола была излюбленным средством при лечении детских болезней. При этом им не достаточно было золы от какого-нибудь одного дерева или одной печи. Если ребенок часто капризничал и плакал, его окатывали водой, настоянной на золе, которая была собрана из трех печей: избяной, горничной и банной. Для лечения более сложной болезни, так называемой стени (детской дряхлости), золу нужно было собирать уже из семи печей. Разумеется, в одном подворье столько печей не набиралось, поэтому за золой шли к соседям. Видимо, золу собирали из нескольких печей не только ради того или иного магического числа, но и по причине, имеющей определенное практическое значение для усиления лечебного воздействия. Ведь в одних домах печи топили только березовыми дровами, в других их сочетали с осиновыми, ольховыми, сосновыми и еловыми. Те же, кто победнее, чуть ли не всю зиму жгли в печах ивовый бурелом, хворост и все, что придется, порой солому, льняную и конопляную кострику. Поэтому и зола в каждой печи имела свой неповторимый состав. Смешивая вместе золу от многих печей, знахари получали порошок, содержащий целый букет минеральных солей. Подобным же образом поступали и знахари, которые, желая увеличить лечебный эффект растений, составляли лекарственные сборы из нескольких трав. Собранную золу тщательно перемешивали в горшке или корчаге и оставляли на шестке до поры до времени. Затем ребенка купали, но не в простой воде, а собранной из девяти рек. Но поскольку столько рек не всегда набиралось в ближайших окрестностях, то допускалось брать воду из девяти колодцев. Когда купание заканчивалось, ребенка не обтирали как обычно полотенцем, а, посыпав золой, пеленали в чистую холстину и укладывали спать на теплую печь. Как лекарственное средство золу нередко применяли в сочетании с солью. Например, при болезни горла брали щепоть золы и, смешав ее со щепотью соли, тщательно перетирали. Затем, смочив палец в воде, опускали его в порошок, а прилипшие частицы соленой золы наносили на воспаленные гланды. Эту процедуру через определенные промежутки времени повторяли до тех пор, пока не наступало облегчение.
Издавна на Руси для лечения многих заболеваний использовали печную золу. Уж чего-чего, а этого лекарства в любом доме было в избытке В старинных лечеб¬никах ею рекомендовали лечить ушибы, глазные заболевания, детские болезни. Причем золу брали не из одной печи, а из трех (избяной, горничной и банной), чи¬тая наговор «С трех печей зола здоровье принесла», а в более сложных случаях — из семи, включая и соседские. В этом бы¬ли не только отголоски языческих обря¬дов, но и практический смысл, поскольку в разных домах топили дровами из раз¬ных пород деревьев, то, смешивая золу из 3—7 печей, добивались максимально¬го лечебного эффекта. В дело шла как су¬хая зола, так и разведенная с водой и маслом в пропорции 1 : 1 : 1, и зольная во¬да. Кстати, «зольная терапия» не имеет противопоказаний и в отличие от химиче¬ских лекарств подходит абсолютно всем.
Взято с просторов интернета. Автор неизвестен.