Сообщения : 3574 Опыт : 9544 Дата регистрации : 2010-01-15
Тема: Гражданская Оборона Вс Янв 12, 2014 7:36 am
«Гражданская оборона» — культовая советская и российская рок-группа. Основатель, бессменный лидер и единственный постоянный участник коллектива — Егор Летов. Группа основана Егором Летовым и Константином Рябиновым (Кузя УO) в Омске 8 ноября 1984 года.
Цитата :
Ранний этап творчества (1984—1986)
В конце 1982 года Летовым был создан проект-предшественник «Гражданской обороны» — группа «Посев», названная в честь известного диссидентского журнала Народно-трудового союза российских солидаристов. За два с половиной года в рамках проекта было записано десять альбомов. Среди участников проекта были и будущие музыканты «Гражданской обороны»: Константин Рябинов, Андрей Бабенко, Евгений Деев.
В 1984 году была образована группа «Гражданская оборона». Первый её состав:
Материалом первых двух альбомов («Поганая молодёжь» и «Оптимизм») были ранние сочинения 1982—1985 годов, однако записать эти два альбома группе в 1985 году не удалось по причине преследований её членов со стороны КГБ: Рябинов, несмотря на проблемы с сердцем, был отправлен на армейскую службу, а Летов принудительно госпитализирован в психиатрическую больницу. Первые два альбома были впоследствии частично реставрированы, частично заново записаны в 1988 году с использованием раритетных дорожек 1985—1987 годов.
Летом 1986 года Летов совместно с Евгением Филатовым записал акустический альбом «Гражданской обороны» — «Красный альбом (акустика)» (Игра в бисер перед свиньями), материал которого впоследствии будет переписан Летовым в одиночку и выйдет под названием «Красный альбом». Известность (1987—1990) Студийный период
В 1987 году группа выехала на первый Новосибирский рок-фестиваль (10—13 апреля 1987 года). Помимо Летова в концертный состав группы вошли Олег Лищенко и Евгений Лищенко (оба — дуэт «Пик Клаксон»). В тот момент оргкомитет фестиваля находился в замешательстве: областной комитет комсомола запретил приезд групп «Звуки Му» и «АукцЫон». В программе была «дыра», и президент рок-клуба представил начальству прибывшую в качестве замены омскую команду как «пай-мальчиков». Летов выступил как «Адольф Гитлер» (название совместного проекта Летова и Лищенко). Прежде, чем организаторы опомнились, группа успела отыграть 25 минут. Выступление впечатлило публику. Многочисленные гости фестиваля разнесли легенду о группе по всей стране. Воодушевлённый Летов за май-июнь 1987 года записал пять альбомов «Гражданской обороны»: («Красный альбом» (электрический), «Мышеловка», «Хорошо!!», «Тоталитаризм», «Некрофилия»). Хотя все пять альбомов и были записаны в одиночестве, в аннотации к ним состав группы указывался так:
Под всеми этими псевдонимами скрывался сам Летов. Мифический «Майор Мешков» получил имя в честь майора КГБ Мешкова Владимира Васильевича, который вел дело против Летова и его соратников, Килгор Траут — это один из любимых Летовым персонажей Курта Воннегута, Лукич — ссылка на Ильича, Егор Дохлый — давний псевдоним Летова.
Зимой 1988 года снова практически без посторонней помощи Летов записал ещё три альбома группы: («Так закалялась сталь», «Всё идёт по плану», «Боевой стимул»). Альбомы записывались в квартирных условиях (позже комната в квартире Летова, где происходила запись альбомов «Гражданской обороны» и других групп, получила название «ГрОб-Records»). Магнитоальбомы распространялись поклонниками самостоятельно. СМИ игнорировали группу, и сам Летов высокомерно относился к вниманию СМИ к своей группе, полагая, что телевидение и радио убивают рок-музыку. Тем не менее, песни «Гражданской обороны» в конце 1980-х стали популярны в СССР, и группа могла составить конкуренцию таким признанным в советских СМИ группам, как «Кино», «Алиса», «Наутилус Помпилиус». Отчасти эта слава поддерживалась из-за проблем Летова с властями — Летову приходилось сидеть в психиатрической лечебнице и скрываться от КГБ вместе с Янкой Дягилевой после скандального выступления на Новосибирском рок-фестивале. Концерты по СССР
В 1988—1990 годах началась концертная деятельность группы. Состав группы многократно менялся, помимо Летова и Рябинова и барабанщика Аркадия Климкина в группе в разное время играли: Олег Судаков (Манагер), Игорь Жевтун (Джефф), Дмитрий Селиванов, Янка Дягилева, Евгений Деев (Дабл), Игорь Староватов. В начале 1989 года группа приезжает в Ленинград, здесь с ними в качестве продюсера работает Сергей Фирсов. Он организовывает концерт в рок-клубе, устраивает запись «живого» альбома «Песни радости и счастья», а также болванки к альбомам «Здорово и вечно», «Армагеддон-попс», «Война», «Русское поле экспериментов». Большая часть записывается в студии группы «АукцЫон»[2], а акустический сольник Летова «Русское поле эксперимента» — у Фирсова дома, там же ими записан альбом «Продано!» Янки[3].
После этого Фирсов организовывает поездку ГрОб в Таллин, в Симферополь, где они в марте выступили с концертами в ДК МВД, в Ялту, в Гурзуф. Оттуда они отбыли на поезде в Тюмень[2]. В том же 1989 году на ГрОб-студии записываются ещё четыре альбома «Гражданской обороны»: «Здорово и вечно», «Армагеддон Попс», «Война» и «Русское поле экспериментов». В 1988—1990 годах Летов, Рябинов и Судаков активно работают в параллельном «Гражданской обороне» проекте «Коммунизм» (записано 15 альбомов).
В 1990 году записан альбом «Инструкция по выживанию», состоящий полностью из песен Романа Неумоева — лидера тюменской группы «Инструкция по выживанию», от которых он на момент записи альбома временно отказался по своим убеждениям. Егор записал эту пластинку вдвоём с Джеффом, который стоял у истоков «Инструкции». Егор Летов также часто исполнял песни «Непрерывный суицид» и «Родина-смерть» на концертах. Впоследствии, в начале 2000-х годов, Роман Неумоев опубликовал на своём сайте главы «Мифологии» с воспоминаниями, в которых фигурировали, в том числе, Егор и Янка, после чего отношения между Неумоевым и Летовым были прекращены. Егор назвал эти воспоминания «баснями пасквильного содержания». Проблемы возникли и с изданием на CD. Буклеты к первому изданию альбома пришлось перепечатывать, так как Неумоев потребовал написать «Гражданская оборона исполняет песни группы Инструкция по Выживанию» на лицевой стороне обложки. В дальнейшем при переиздании этот альбом был вычеркнут из каталога группы. Однако, он ценим многими поклонниками. Считается, что Летов популяризировал этой записью группу «Инструкция по Выживанию»; многие[кто?] считали, что эти песни сочинил сам Летов. Для первого трибьюта «Гражданской обороны» Шнур и группа «Ленинград» записали кавер на песню «Красный смех», которая написана Романом Неумоевым.
В начале 1990 года концертная деятельность группы продолжалась.
Состав группы в то время таков:
Егор Летов — вокал, гитара; Константин Рябинов — бас; Игорь Жевтун — гитара; Аркадий Климкин — ударные.
Однако Летов к тому моменту пресытился обрушившейся на него и его группу славой и начал опасаться превращения группы в коммерческий проект, а постоянные драки и беспорядки, которыми сопровождались концерты «Обороны», ещё больше подталкивали Летова к решению о прекращении деятельности группы. 13 апреля 1990 года состоялся последний концерт группы в Таллине, после чего на три года группа под названием «Гражданская оборона» прекратила существование. Летов, переставший к тому моменту давать концерты и интервью, создал в 1990 году психоделический проект под названием «Егор и Опи…евшие», просуществовавший до 1993 года. В рамках проекта было записано три альбома: «Прыг-скок: детские песенки», «Сто лет одиночества» и «Психоделия Tomorrow». Возрождение (1993—1994)
В конце 1993 года Егор объявил о воссоединении группы с названием «Гражданская оборона». Первая же акция, прошедшая в Москве в декабре 1993 года в ДК им. Горького, носила название «Руководство к действию» и закончилась вместо концерта крупными беспорядками и массовым уличным побоищем между поклонниками группы и ОМОНом. Организаторы, не поставив никого в известность, дали массированную рекламу, вплоть до телевизионной, и продали в 800-местный зал несколько тысяч билетов, после чего сняли кассу и скрылись с деньгами. Ближе к объявленному времени начала концерта у ДК собралась многотысячная толпа, многие приехали на концерт из других городов. Людей не пускали внутрь даже по билетам. Милиция не контролировала ситуацию, и на подмогу прибыло несколько машин с бойцами ОМОНа, которые применяли для разгона толпы слезоточивый газ и стрельбу в воздух. Разъярённая толпа сняла с рельсов трамвай. Масла в огонь подлило заявление Летова о своих коммунистических убеждениях, на что многие фанаты группы, считавшие его доселе анархистом и антисоветчиком, отвернулись от него и обвинили в предательстве. Аналогично поступят многие поклонники группы, придерживавшиеся коммунистических взглядов, после того, как Летов «завяжет» с политикой.
В 1994 году группа активно гастролировала в рамках рок-движения «Русский прорыв» совместно с другими двумя группами-участницами этого движения: «Инструкция по выживанию» (лидер Роман Неумоев) и «Родина» (лидер Олег Судаков). Также «Гражданская оборона» в это время сотрудничала с НБП и поддерживала Зюганова на президентских выборах 1996 года. Кризис состава (1995—1999)
В 1996 году были записаны альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» (в 2005 году пересведены, переосмыслены и переименованы соответственно в «Лунный переворот» и «Сносную тяжесть небытия»). После чего «Гражданская оборона» несколько лет не записывала альбомы, а первый альбом с новым авторским материалом группы появился только в 2004 году. В своём роде это был переходный период с большим количеством концертов. Старый состав группы постепенно распался, сформировался новый.
На концерте в Новосибирске летом 1997 года Егор Летов познакомился с Натальей Чумаковой (до этого они виделись лишь однажды, на похоронах Янки), которая вскоре стала бас-гитаристкой группы, женой и верным спутником Егора до последних дней. Вот как Летов рассказывал про это знакомство:
Нас поселили к девушке. Я её и не узнал даже. Сидим на кухне, выпиваем с её мужем, теперь уже бывшим, а все остальные на лавочке у дома курят. Тут один из наших музыкантов — Махно — приходит и говорит: «Скорей идём, это надо слышать». Мы приходим, а она, как заправский комментатор, профессиональный разговор ведет про «Милан» и «Ювентус». Так как я болельщик футбольный со стажем, начал с ней беседу вести, и все мне сразу стало ясно.
В 1998 году у группы появился новый директор — Сергей Попков. До этого административные функции выполняла бывшая подруга Егора — Анна Волкова. Предыдущий директор Евгений Грехов «пропал» после тура «Русский Прорыв» вместе с деньгами.
Проблема организации концертов группы, музыканты которой жили в разных городах по всей России от Сибири до Москвы, была в том, что, помимо гонорара, существенными были расходы на дорогу. Туры «ГО» по России формировались так, что к обязательным выступлениям в Москве и Петербурге ставились другие концерты в небольших городах. Такие туры были регулярными, проходя каждую весну и осень. Несмотря на отсутствие новых альбомов, а зачастую и рекламы и концертных афиш, «Гражданская оборона» стабильно собирала полные залы. Гастроли служили группе в основном для того, чтобы заработать на запись альбомов, аппаратуру для домашней студии, новые книги и пластинки, которые закупались по возвращении.
В конце 1990-х в группе назрел «кризис состава». Жена Константина Рябинова получила квартиру в Санкт-Петербурге, и в 1997 году Рябинов переехал туда из Омска. Джефф живёт в Москве. На концертах «ГО» постоянно менялся состав, соло-гитаристом выступал то Кузьма, то Джефф.
На концерте в Москве 1 мая 1998 года в составе группы вышли сразу три гитариста (Кузьма, Джефф, Махно), на бас-гитаре дебютировала Наталья Чумакова. Всего через несколько месяцев в Новосибирске Егор играл вдвоём с местным барабанщиком и со сцены сказал о том, что у него больше нет группы. Зимой 1998 года после акустического концерта в Харькове Егор посетовал журналистке на проблемы с составом:
Идеально, конечно, было бы набрать новых. Но откуда их брать? Для того, чтобы нормально сыграться с музыкантами, чтобы была духовная совместимость, нужно время. Я этого сейчас позволить себе не могу, поэтому играю со старыми музыкантами. Хотя они не хотят и уже по большому счёту не могут вложить в эту музыку то, что вкладывали в 1989 году. По этой причине я даю акустику и хочу собрать новую команду.
В 1999 году музыканты вновь собрались, чтобы сыграть несколько концертов, один из которых прошёл в Нью-Йорке. Это был первый выезд группы за пределы бывшего СССР. В Америке было запланировано несколько концертов, но из-за плохой организации все концерты, кроме первого, были отменены в последний момент. После концерта в США Константин Рябинов окончательно остался в Санкт-Петербурге и прекратил участие в группе.
Неприятности возникли у «Гражданской обороны» и в России. Организовать тур в честь 15-летия группы взялась партия «Трудовая Россия», которая хотела совместить его с собственной предвыборной кампанией. На предварительном этапе состоялась встреча Егора Летова и председателя партии Виктора Анпилова, которая разочаровала обоих. На первом же выступлении в Москве зал кинотеатра «Авангард» (м. «Домодедовская»), не готовый к таким концертам, сильно пострадал: оказались сломанными первые шесть рядов кресел. Узнав о беспорядках на концерте, Виктор Анпилов заявил, что имидж группы позорит партию, и дал указания прекратить сотрудничество и отменить около 10 последующих концертов в разных городах. Аналогичное заявление о разрыве отношений последовало и от группы. Тур был сорван. Единственный концерт, состоявшийся после этого, прошёл в середине декабря в Ижевске. На нём группа играла без соло-гитариста: в Ижевск не смог поехать ни Кузьма, ни Джефф. На концерте в Москве и Ижевске Егор впервые выступал на электрических концертах «Гражданской обороны» с гитарой. До этого он всегда выступал как свободный вокалист.
28 декабря 1999 года погиб гитарист «Гражданской обороны» Евгений «Махно» Пьянов. Евгений, будучи достаточно грузным человеком, разбился, выпав из окна 4-го этажа собственного дома. Обстоятельства смерти не известны. Говорят, что Евгений перед смертью выпивал. Есть версия, что это была трагическая случайность. После смерти «Махно» директор группы Сергей Попков познакомил Егора с омским гитаристом Александром Чеснаковым[4], который сначала принимал участие в концертах как сессионный гитарист, затем постепенно влился в состав, став одной из основных фигур в «Гражданской обороне» 2000-х. 1999 год стал последним для старого состава группы. XXI век (2000—2008)
В 2002 году вышел альбом «Звездопад», полностью состоящий из песен советских авторов.
«Задуман он был ещё в конце работы над „Солнцеворотом“, с Кузьмой. Песен должна была быть целая куча, двойник, а то и тройник. Причем не „ГО“, а „Коммунизм“. Среди прочих — песня из фильма „Король-Олень“, „Всё ещё впереди“, „Мы вращаем землю“, Высоцкого и т. д. и т. п. Часть песен должен был петь Кузьма, он их подбирал под себя, часть — я. В то время он уже из студийного состава ГО фактически ушел, дабы заняться сольной карьерой. После этого идея концептуально изменилась, был задуман диптих — из любимых наших песен и из западных, составленный и исполненный по подобному принципу. Это родственные, во многих из которых меня как личности больше чем в собственных, песни, я об этом много уже говорил и не хочу повторяться… Но это только одни из прочих, отдельные проявления того, что мне глубоко свойственно по духу», — вспоминает Летов в off-line интервью от 24 ноября 2004 года.[5]
«Звездопад» так и был задуман как диптих, одна часть которого была бы из советских песен 60-х годов, а вторая — англоязычная. Могу сказать, что туда обязательно вошла песня Shocking Blue «The Long and Lonesome Road», Beatles «I’m Only Sleeping», Love «Always See Your Face», Tomorrow «Hallucinations», Byrds «Thoughts and Words», Tornadoes «Telstar»… В общем, был даже целый список.[5]
В 2004 году Егору Летову исполнилось 40 лет, а «Гражданская оборона» отметила своё двадцатилетие. В Санкт-Петербурге и Москве прошли концерты, где в составе группы выходили музыканты всех составов «ГО». Московский концерт в ДК Горбунова, записанный с пульта и снятый с 8 камер, впоследствии вышел в 2006 году как первый официальный DVD «ГО» на лейбле «Выргород» (вместе с концертным альбомом «XX лет ГО»).
В 2004 году были записаны два альбома: «Долгая счастливая жизнь» (вышел в 2004 году) и «Реанимация» (вышел в 2005 году), в которых группа отошла от политики и панк-рока в сторону психоделического гаражного рока. С их выходом начался новый этап творчества «Гражданской обороны». Альбомы хорошо приняли музыкальные критики, кроме этого с уходом Михаила Козырева песни с последних альбомов впервые поставило в эфир «Наше радио», творчество группы широко освещалось СМИ, это способствовало как появлению у группы новых поклонников, так и разочарованию в ней наиболее маргинальной части публики. Сам Егор Летов равнодушно воспринимал происходящие перемены в восприятии «Гражданской обороны», практически не давал интервью (за исключением ответов на вопросы на официальном сайте) и сочинял новые песни.
После выхода альбома «Реанимация» проходят крупные концерты в московских «Лужниках» (4000 зрителей) и петербургском «Юбилейном» (3500), а также американские гастроли группы (Сан-Франциско, Нью-Йорк, Бостон). Осенью 2005 года в группу пришёл барабанщик Павел Перетолчин, параллельно являвшийся звукооператором группы «Дети Picasso» и московского клуба «Проект ОГИ».
Последний состав группы:
Егор Летов — вокал, гитара; Наталья Чумакова — бас-гитара, орган (на записи); Александр Чеснаков — гитара, орган (на записи); Павел Перетолчин — ударные.
С 2005 года года Егор вместе с Натальей Чумаковой занимался реставрацией и цифровым ремастерингом ранних альбомов «Гражданской обороны» и других своих проектов. Изданием архива «ГрОб-Рекордз» занималась фирма «Мистерия Звука» (диски выходили в виде DigiPack-ов, картонных подарочных упаковок с толстыми буклетами, архивными фото, текстами и комментариями музыкантов).
9 мая 2007 года издательство «Выргород» выпустило новый альбом группы «Зачем снятся сны?», названный критиками самым светлым диском в дискографии группы. Сам Егор в разговорах об альбоме говорил: «Впервые я создавал вещь для себя, чтобы выразить все, что я чувствую. Поэтому я не стал ни материться, ни на кого-то нападать».
Летов попал на обложку второго номера музыкального журнала «Billboard» на русском языке. Московский концерт в поддержку альбома прошёл в клубе Б1 Максимум. На основе материала, снятого и записанного на этом концерте, был смонтирован DVD «Концерт в Б1. Зачем снятся сны», выпущенный лейблом «2+2=5» в конце года — второй официальный DVD в истории группы. Отличительной особенностью является динамичная картинка. Первый тираж в пластмассовом футляре с упрощённым оформлением появился на презентации диска на концерте «Гражданской обороны» в московском клубе «Точка» 26 октября 2007 года.
Осенью 2007 года «Гражданская оборона» гастролировала в Норвегии, где представляла Россию на международном литературном фестивале Ordkalotten в студенческом городке Тромсё. На концерте в Осло в зале было много местной публики, на афишах концерта было написано «Legendarisk Russisk Punk» (норв. легендарный русский панк-рок). После Норвегии тур продолжился по России и Украине. Концерты прошли в том числе в Киеве, Москве и Новосибирске. «Гражданскую оборону» по-прежнему запрещали. Концерты в Липецке и Пскове были перенесены под давлением местных властей.
Несмотря на то, что последний альбом группы «Зачем снятся сны?» практически проигнорировало «Наше радио», в отличие от двух предыдущих, по результатам года его продажи ещё при жизни Летова обошли эти альбомы.
С 22 по 24 января Егор ответил на вопросы поклонников группы. Интервью получилось очень большим, было опубликовано на официальном сайте группы в двух частях. В начале февраля, 8 и 9 числа, состоялись два концерта «Гражданской обороны» в Уфе и Екатеринбурге соответственно. Репортажную съёмку первого выступления показало местное ТВ. Концерт в Екатеринбурге был записан целиком. Концерты прошли хорошо, группа по-прежнему была на подъёме. Ничто не предвещало беды. Однако, по словам барабанщика Павла Перетолчина, после последнего концерта Егор выглядел уставшим, но оживился, когда в гримёрку пришли ребята из разогревающей команды.
За несколько дней до смерти Егор звонил своему другу журналисту Максиму Семеляку. По словам Максима, у Егора был «счастливый голос и смех отдохнувшего человека». Они говорили о планах, договорились делать книгу диалогов, Егор попросил купить ему в Москве американский сборник Fading Yellow — волновался, что его раскупят. 24 февраля должен был состояться акустический концерт Егора в Санкт-Петербурге, после которого был запланирован большой весенний тур группы, начинавшийся на юге России.
19 февраля 2008 года в Омске около 16:00 по местному времени Егор Летов скончался во сне от остановки сердца. По некоторым данным, причиной остановки сердца стала острая дыхательная недостаточность. У Егора остановилось дыхание. Похоронен Егор 21 февраля на Старо-Восточном кладбище Омска рядом с могилой своей матери. Последний свой концерт Егор и «Гражданская оборона» сыграли в Екатеринбурге 9 февраля 2008 года.
Известно, что Егор Летов готовил к изданию сборник раритетов «Со Скоростью Мира», но не успел записать вокал. Туда планировались песни 1993—2007 годов. Это в первую очередь альтернативные версии уже известных песен, записанных во время работы над последними альбомами группы, кавер на песню БГ «Электрический Пёс» (он был опубликован в рамках трибьюта БГ 9 мая 2012 года), демозаписи альбома «Зачем снятся сны?», сделанные без барабанщика Павла Перетолчина. Кроме этого, в последнем интервью Егор упоминал о двух DVD, которые готовились к выпуску: электрический и акустический концерт в клубе «Апельсин» с часовым бонусом концерта в Лужниках. После смерти
24 февраля 2008 года в Санкт-Петербурге в ночном клубе «Орландина» был запланирован акустический концерт Егора Летова. После смерти Егора концерт был отменён, но чуть позже было решено в том же клубе провести концерт памяти Егора, а собранные средства перечислить в Омск родственникам музыканта. Спустя несколько минут после начала выступления концерт был остановлен объявлением о пожаре. Как только вызвали пожарных, сразу же в «Орландине» появились лица в форме (их было не намного меньше, чем посетителей), и стали выпроваживать публику (более 200 человек) из клуба. Зрителей весьма грубо выводили и вели до метро. К приезду пожарных сотрудники органов успели полностью закончить эвакуацию. По словам участников событий за два часа до начала выступления возле клуба на набережной Карповки уже дежурили ОМОН с собаками, которые и начали эвакуацию, а пожарные прибыли спустя каких-то пару минут. Кроме того, в том самом месте за подвесным потолком, где произошло замыкание, изначально отсутствовала часть потолка. Прибывшие пожарные возгорания не обнаружили. По их заключению, произошло короткое замыкание электропроводки, возникло задымление, и все. Хозяева «Орландины» заявили, что происшествие не связано с политикой, хотя музыканты, которые в тот вечер так и не вышли на сцену, уверены в обратном: срыв явно был запланирован, так как те же группы собирались выступить на фестивале «Другая музыка» в поддержку Марша несогласных, запланированном на 27 февраля, но отменённом 21 февраля из-за отсутствия площадки.
Днём 24 февраля 2008 года почитатели творчества рок-музыканта планировали встретиться у магазина Castle Rock на Лиговском проспекте в Санк-Петербурге, и устроить траурное шествие по Невскому проспекту. Однако с самого утра подступы к магазину и сам дворик, где находится Castle Rock, были перекрыты сотрудниками органов. На подходе к магазину всех без разбора сажали в автобусы и развозили по участкам, где составляли подробное досье с фото и отпечатками пальцев. В ГУВД пояснили, что людей задерживали за «нарушение общественного порядка», что они «курили и бросали окурки на землю», мешали проходу пешеходов», «громко ругались». (Источник novayagazeta.spb.ru/2008/14/3)
7 марта 2008 года в московском СК «Олимпийский» при аншлаге в 19 тысяч зрителей прошла премия в области рок-н-ролла «Чартова Дюжина». Во время церемонии в исполнении классических музыкантов оркестра Константина Кримеца звучали известные песни российских рок-музыкантов. Премию в номинации «Легенда» Егор Летов получил посмертно. Оркестр исполнил песню «Всё идёт по плану», в это время зрители вставали со своих мест и провожали музыканта аплодисментами. Сама оркестровка вызвала неожиданный резонанс в Интернете. Ролик с репетиции оркестра стал одним из самых просматриваемых видео, связанных с группой Гражданская оборона на портале Youtube.
31 мая 2008 года в Новосибирске прошёл концерт памяти Егора Летова, организованный в том числе и бывшим барабанщиком ГО Аркадием Климкиным. В нём принимали участие преимущественно сибирские музыканты, которые в разное время выступали вместе с Егором. Остальные подобные акции имели мелкий локальный характер, так как директор «ГО» попросил в прессе не устраивать «пляски на костях».
Летом и осенью 2008 года в Новосибирске, Барнауле и Нижнем Новгороде прошла выставка коллажей и арт-объектов «Коммунизм-арт» выполненных Егором Летовым, Олегом Судаковым и Константином Рябиновым (участники проекта «Коммунизм»).
До весны 2009 года не был выпущен ни один официальный релиз Гражданской обороны. В марте 2009 года на официальном сайте объявлена подписка на трехтомник автографов (рукописей, черновиков и беловиков песен) Егора Летова. Первый том книги вышел в сентябре. В апреле 2009 года компания «Монолит» в рамках серии «Лучшие песни» издала сборник «ГО» на двух CD. Также на лейбле «Выргород» вышли переиздания всех альбомов Янки Дягилевой, подготовленные Егором Летовым ещё в 2007 году.
15 июня 2010 года лэйбл «Выргород» выпустил двойной концертный альбом — «Апельсин. Электричество», ставший первым за последние годы релизом с ранее неизданным материалом «Гражданской обороны». Альбом представляет собой записанный 19 ноября 2006 года на многоканальный пульт концерт в клубе Апельсин, заново сведенный и отреставрированный Егором и музыкантами «Гражданской обороны» осенью 2007 года. Анонсировался также релиз DVD с этим концертом в сентябре 2010 года, однако на момент весны 2011 так и не выпущенный.
17 октября 2009 года в Москве в рамках международного кинофестиваля «Завтра» состоялся показ «Егор Летов. Проект фильма», коллажа из архивных видеоматериалов, созданной вдовой музыканта Натальей Чумаковой при участии Максима Семеляка, журналиста и друга Егора. Первоначально анонсировалось, что это не фильм, а именно проект, показ которого имеет своей целью привлечь внимание тех, кто сможет на основе видеоархивов приступить к работе над фильмом о «Гражданской обороне». По тем же причинам этот коллаж не планировался к изданию. Однако по многочисленным просьбам «Проект Фильма» показали ещё несколько раз в 2010 году в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Новосибирске. Известно, что работа над фильмом ведётся, но никакие сроки его выхода не озвучивались.
В январе 2011 года на официальном сайте группы началась подписка на второй том книги рукописных стихов и песен Егора Летова. В ноябре 2011 года было выпущено переиздание книги Егора Летова «Стихи», подготовленное им самим ещё в 2007 году. В декабре 2011 года вышел акустический концертный альбом «Апельсин. Акустика». 9 мая 2012 года в Интернет был выложен «Электрический пёс» — кавер «Гражданской Обороны» на группу «Аквариум», 10 сентября «Электрический пёс» был выпущен на компакт-дисках. В этот же день вышли виниловые издания альбома «Зачем снятся сны» и DVD концерта Егора Летова в клубе «Апельсин». Поэзия Летова
Часто Летова спрашивали в интервью, почему его песни и стихи пестрят цитатами из разнообразных книг, кинофильмов и других произведений искусства . На что он отвечал:
А что касаемо цитирования… это очень здорово — взять и привнести что-то неожиданное и новое, красивое — в то, что уже… Это как взять и достать с чердака старую игрушку, сдуть с неё пыль, подмигнуть, оживить — и да будет Праздник! Понимаешь?
Влияние группы Нейтральность Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение. На странице обсуждения должны быть подробности.
« Не случайно весной 88-го года по стране пошло гулять выражение: «Панк-рок существовал в СССР ровно двадцать минут - во время концерта «Гражданской обороны» в Новосибирске. Все остальное - это уже постпанк». »
— пишет Александр Кушнир в своей книге «100 магнитоальбомов советского рока»[6]
«Гражданская оборона» считается группой, повлиявшей на формирование т. н. «Сибирского андерграунда» (направление панк-музыки, возникшее в Омске, Новосибирске, Тюмени), однако успех коллектива в конце 80-х годов XX века породил большое количество подражателей и последователей и за пределами Сибири. Для групп, на чьё творчество оказала влияние «Гражданская оборона», были характерны записи в стиле Lo-Fi и, как правило, агрессивно-депрессивная лирика политической, социальной и экзистенциальной направленности. Группами, испытавшими сильное влияние «Гражданской обороны» являются барнаульская группа «Тёплая Трасса», московские группы «Лисичкин Хлеб», «Банда четырёх» и «Соломенные еноты», белорусские коллективы «Красные Звёзды», «Северное Сияние» и электро-панки «Сугробы», а самыми известными последователями стиля «Гражданской обороны» на постсоветском пространстве считается казахстанская группа «Адаптация». Влияние творчества и личности Егора Летова на российскую панк-сцену было настолько велико, что его вступление в Национал-большевистскую партию повлекло аналогичный поступок со стороны ряда групп (в том числе «Адаптации», «Банды четырёх», «Красных звёзд» и других). Группы, имеющие отношение к НБП, склонны копировать звучание «Гражданской обороны» образца 1980-х годов и ныне. Помимо этого некоторые группы используют название Гражданской обороны в проектах, например Диагноз 27.
6 мая 2013 на митинге оппозиции в честь годовщины печальных событий на Болотной площади в Москве, журналист Олег Кашин исполнил а капелла «Все идёт по плану».[7]
4 июля 2013 на открытии Manchester Internation Festival, группа Massive Attack с Элизабет Фрейзер исполнили песни Янки Дягилевой и Егора Летова «Печаль моя светла» и «Все идёт по плану».[8]
_________________ Знаешь, приятель, или ты веришь в себя, или падаешь (с) Jim Morrison
Дмитрий Мл. Маг Ордена
Сообщения : 3574 Опыт : 9544 Дата регистрации : 2010-01-15
Тема: Re: Гражданская Оборона Вс Янв 12, 2014 7:42 am
_________________ Знаешь, приятель, или ты веришь в себя, или падаешь (с) Jim Morrison
Xab Форумчанин
Сообщения : 4039 Опыт : 8652 Дата регистрации : 2013-01-23
Тема: Re: Гражданская Оборона Вс Янв 12, 2014 9:17 am
"Завтра будет скучно и смешно Это не больно—просто вчера был день Завтра будет вечно и грешно Это не важно—важен лишь цвет травы..." (Мышеловка)
Bourbon Претендент
Сообщения : 6316 Опыт : 10542 Дата регистрации : 2013-11-19
За что люблю Летова, в его песнях и стихах можно найти лирику на абсолютно любую тему, и так как стиль исполнения, это андеграунд, смысл его текстов каждый воспринимает по своему, этим-то андеграунд и хорош. Одна из любимых песен вообще - Иуда будет в раю.
hhheeelllppp Претендент
Сообщения : 7393 Опыт : 12515 Дата регистрации : 2012-05-22
Тема: Re: Гражданская Оборона Пн Янв 13, 2014 4:24 am
Я еще лет в 11-12 довольно много слушал ГО, когда еще и близко не понимал почему это "Мы - лед под ногами майора" и что такое "Вечная весна в одиночной камере", ничего не понимал вообще, но чем-то нравилось.
Дмитрий Мл. Маг Ордена
Сообщения : 3574 Опыт : 9544 Дата регистрации : 2010-01-15
Тема: Re: Гражданская Оборона Пн Янв 13, 2014 5:59 am
Так у всех так. Сначала чувствуешь, что-то есть, потом понимаешь, что именно есть.
_________________ Знаешь, приятель, или ты веришь в себя, или падаешь (с) Jim Morrison
Bourbon Претендент
Сообщения : 6316 Опыт : 10542 Дата регистрации : 2013-11-19
Чтобы понять стихи Летова, нужно мыслить теми образами, которые он закладывал в свои стихи, и из образов уже пытаться понять смысл, по другому никак.
Дмитрий Мл. Маг Ордена
Сообщения : 3574 Опыт : 9544 Дата регистрации : 2010-01-15
Тема: Re: Гражданская Оборона Вт Янв 14, 2014 6:20 am
У Летова получалось писать метафизически, афоризмами. Мало кто может таким похвастаться. Не говоря уже о его сверх андеграундной начинке. Когда в 90ые весь наш рок вылез в экраны и быстро стал попсом, Летова не показывали нигде, не было ни одного клипа за 25 лет. Никаких ротаций на крупных радио. При этом по популярности в народе ГрОб мог соперничать только с КИНО и Аквариумом у которым была колоссальная поддержка. В истории нашей музыки никто и никогда не мог сделать подобного. Прыг — секунда, Скок — столетие.
Цитата :
— Ты, вот, я вижу, не очень-то жалуешь граждан. Откуда такая ненависть? — Это не только ненависть, это еще и панический животный ужас. И не то чтобы боязнь их, а, скорее, патологическое неприятие. Это даже не Я боюсь и ненавижу — это что-то во мне боится и ненавидит. Мне все время, когда я иду по улице, кажется, что я не человек, а что-то вроде марсианина, замаскированного, загримированного, более или менее удачно под гражданина. И в любой момент эта мимикрия, эта наебка может раскрыться и тогда *нецензурная брань*! Я давно уже не выхожу из дома без оружия, и все равно перед ними я абсолютно беззащитен. Я чужой. Природно, изначально чужой. Вечно чужой. И все они знают это, чувствуют, как акулы кровь. Я всем им чужой, и мне чужды и крайне отвратительны все ихние набрякшие радости и горести, идеалы и пороки, все, чем они живут и о чем мечтают. Это мой врожденный инстинкт. Здесь я диверсант, заброшенный на вражескую территорию. Этакий Штирлиц.
По мне же человек — изначально это НИЧТО, это — говно в проруби, кукиш в кармане. Однако он может, способен вырасти до Великих Над небесий, до Вечности — если за его спиной образуется, встанет, скажем, Вечная Идея, Вечная Истина, Вечная система ценностей, координат — как угодно. То есть вся ценность индивидуума равна ценности идеи, которую он олицетворяет, за которую он способен помереть — даже не так… — без которой ему НЕ ЖИТЬ. Тут уж разговор не об идее даже, а о СУЩНОСТИ, которая выше всех идей, которую, скорее всего, и не выбираешь даже. Истинное, НАСТОЯЩЕЕ (мне просто нравится это слово) для меня есть то, что НЕТЛЕННО, непреходяще — то, что СВОБОДНО. Чем шире, свободнее идея — тем она и истинней.
_________________ Знаешь, приятель, или ты веришь в себя, или падаешь (с) Jim Morrison
Bourbon Претендент
Сообщения : 6316 Опыт : 10542 Дата регистрации : 2013-11-19
Кстати, творчество одной очень хорошой подруги Летова, Янки Дягелевой, тоже достойно внимания, у нее тексты более гладкие, более спокойные, и в некоторых случаях мне нравятся больше, чем тексты Егора, собственно, за что ее стоит упомянуть, есть несколько песен записанных вместе с Летовым, и так же ходит мнение, что после ее странной смерти(если не ошибаюсь, в 94 году), Летов забрал ее дневник с набросками и цельными стихами, идеями, которые потом выдал за свои.
Дмитрий Мл. Маг Ордена
Сообщения : 3574 Опыт : 9544 Дата регистрации : 2010-01-15
Тема: Re: Гражданская Оборона Пт Янв 17, 2014 5:50 am
В 1991ом. У неё они более поэтичные, но не настолько глубокие. Егор умел глубже бить, чем Яна. На счёт дневников больше похоже на слухи. Тем более там же ещё и Башлачев был замешан. Который тоже был поэтичен. Ревякин из группы Калинов Мост - Яне посвятил песню "Родная", где как раз последняя строчка посвящалась Башлачеву и Летову. "Инок, да шаман". В последующие годы он её переделал в "Инок, не шаман". Но это скорее вопрос к публике, которая ассоцировала Летова с разрушителем-шаманом. Башлачева с "божьим" человеком.
_________________ Знаешь, приятель, или ты веришь в себя, или падаешь (с) Jim Morrison
Bourbon Претендент
Сообщения : 6316 Опыт : 10542 Дата регистрации : 2013-11-19
Дмитрий, а как вам такие группы, как Адаптация, Соломенные Еноты, Комитет Охраны Тепла?
Дмитрий Мл. Маг Ордена
Сообщения : 3574 Опыт : 9544 Дата регистрации : 2010-01-15
Тема: Re: Гражданская Оборона Сб Янв 18, 2014 5:50 am
Соломенные Еноты - не знаком. Комитет - не впечатлил. Адаптация - Ермена уважаю. Кстати помню где-то читал, что Адаптация была на разогреве у ГО как-то раз. И Летов был крайне удивлён услышав их. Что крайне редко бывало, т.к. Егор всегда очень критично относился ко всем, включая даже гегемонов вроде того же БГ с его "Аквариумом". Правда в последние годы у них опять началось повторение, как у всех и паразитирование на соц.темах. Не комментарии к ним и отражение, как было скажем на "Так горит степь", а именно паразитирование. Ещё из такого рода малоизвестных групп отметил бы Тёплую Трассу. Конечно слабее ГО и даже Адаптации. Но есть у них и очень хорошие песни.
_________________ Знаешь, приятель, или ты веришь в себя, или падаешь (с) Jim Morrison
Bourbon Претендент
Сообщения : 6316 Опыт : 10542 Дата регистрации : 2013-11-19
У Соломенных Енотов некудышное исполнение, но сами стихи нравятся. Теплую Трассу не слышал, надо будет ознакомиться. Адаптация скорее просто изжила себя, как проект, потому и занимаются такими делами.
Дмитрий Мл. Маг Ордена
Сообщения : 3574 Опыт : 9544 Дата регистрации : 2010-01-15
Тема: Re: Гражданская Оборона Вс Янв 19, 2014 7:34 am
Да, возможно изжила. Но их современные "остановите войну" уже весьма слабенько смотрятся. По крайней мере до после альбома "Время убийц" Адаптация пошла на спад.
_________________ Знаешь, приятель, или ты веришь в себя, или падаешь (с) Jim Morrison
Bourbon Претендент
Сообщения : 6316 Опыт : 10542 Дата регистрации : 2013-11-19
Комитет Охраны Тепла, я имел в виду, сибирское депрессивное регги.
Дмитрий Мл. Маг Ордена
Сообщения : 3574 Опыт : 9544 Дата регистрации : 2010-01-15
Тема: Re: Гражданская Оборона Пн Янв 20, 2014 5:40 am
Комитет я пробовал слушать в своё время, что называется - не зацепило. Не достаточно точно и ёмко они "бьют" в песнях, в отличии от ГО, ранней Адаптации. Собственно говоря тоже самое и с Тёплой Трассой. У них мощно, на уровне близком к ГО и Адаптации звучит только два альбома: 1) "Меня мало убить" 2) "Веселая педократия" В песнях очень важно уметь передать атмосферу, чтобы человек её почувствовал. В идеале в любом состоянии, или хотя бы находясь в состоянии близком к атмосфере песни. Вот на этих двух альбомах передана мощнейшая атмосфера безысходности. Отсутствие шансов, будучи под контролем системы. Естественно иносказательно. Песни таких групп вообще должны ломать восприятие и проникать в глубины. Если это есть, то группа феномен. Вот Летов был именно таким феноменом. Потому ГО и получило популярность, без всякой поддержки и рекламы. У Адаптации было что-то такое отрывками. Но до ГО далеко. У Комитета - я вообще ничего такого не почувствовал. А вот скажем тоже КИНО (чувствую сейчас начнут в меня камнями бросаться), без рекламы и поддержки, в условиях ГО, скорее всего знали бы на уровне Башлачева или Черного Лукича. Узкий круг ценителей. А сейчас даже мало кто и вспомнил. Этим такие группы как ГО из русских и Doors - из западных и отличаются от всех остальных. Да у того же Цоя хорошие песни, его надо уважать. Но он не феномен. Он просто талантливый человек был в своей сфере. Но не более. А огромную, местами даже слишком, популярность ему принесла перестройка, реклама, Айзеншпис.... А не феноменальность.
_________________ Знаешь, приятель, или ты веришь в себя, или падаешь (с) Jim Morrison
Bourbon Претендент
Сообщения : 6316 Опыт : 10542 Дата регистрации : 2013-11-19
Тема: Re: Гражданская Оборона Вт Янв 21, 2014 12:20 am
Дмитрий пишет:
Он просто талантливый человек был в своей сфере. Но не более. А огромную, местами даже слишком, популярность ему принесла перестройка, реклама, Айзеншпис.... А не феноменальность.
Я не считаю этого человека талантливым, парень просто оказался в нужном месте, в нужное время, попал в струю так сказать. Практически любой мог бы на его месте оказаться.
hhheeelllppp Претендент
Сообщения : 7393 Опыт : 12515 Дата регистрации : 2012-05-22
Тема: Re: Гражданская Оборона Вт Янв 21, 2014 12:51 am
Bourbon пишет:
Я не считаю этого человека талантливым, парень просто оказался в нужном месте, в нужное время, попал в струю так сказать. Практически любой мог бы на его месте оказаться.
Вот уж далеко не любой все-таки. По мне так Летов - это что-то невероятное, а Цой просто талантливый человек, талант которого как раз к месту и впору пришелся.
Дмитрий Мл. Маг Ордена
Сообщения : 3574 Опыт : 9544 Дата регистрации : 2010-01-15
Тема: Re: Гражданская Оборона Вт Янв 21, 2014 1:17 am
Я тоже согласен, что не совсем любой. Но да, гением быть не нужно. И Цой далеко не гений. Талантлив по своему и достоин уважения. Бесспорно. Но не более.
_________________ Знаешь, приятель, или ты веришь в себя, или падаешь (с) Jim Morrison
T_E Форумчанин
Сообщения : 1763 Опыт : 5840 Дата регистрации : 2013-10-20
Тема: Re: Гражданская Оборона Вт Янв 21, 2014 1:52 am
Думаю сравнивать их нельзя. Дело вкуса. Цой это Цой , Летов это Летов. Яна это Яна =) Лично мне Цой как поэт и музыкант нравится больше.
Bourbon Претендент
Сообщения : 6316 Опыт : 10542 Дата регистрации : 2013-11-19
Тема: Re: Гражданская Оборона Вт Янв 21, 2014 2:31 am
Цой - ремесленник, Летов - гениальный творец.
Аннель Форумчанин
Сообщения : 1139 Опыт : 5252 Дата регистрации : 2013-10-09 Возраст : 31 Откуда : Украина
Тема: Re: Гражданская Оборона Вт Янв 21, 2014 3:52 am
Полностью согласна с Т_Е, это дела вкуса. Я лично не нашла в ГО что-то что б заставило меня и дальше их слушать, кому-то нравиться, кому-то нет. Лично я предпочитаю Цоя, его творчество мне как-то ближе.
hhheeelllppp Претендент
Сообщения : 7393 Опыт : 12515 Дата регистрации : 2012-05-22
Меня что-то коробит, когда о ГО рассуждают, как об обычных музыкальных группах, не потому что я как-то особенно превозношу Летова, но потому что их творчество нельзя назвать музыкой, это нечто иное, это создается словами и музыкой, но существует в дальнейшем, в отдельной от музыки и слов плоскости, на каком-то особенном языке, который существует, как некоторая система образов, которая близка может быть определенному типу людей.