возникли проблемы с основным адресом angraal.com? зеркало grail.forum2x2.ru для связи с Вултуром tg vulturehenig |
|
| Как создавалось Таро Тота | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Как создавалось Таро Тота Пн Ноя 18, 2013 2:23 am | |
| СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПРОЕКТИВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ В КАРТАХ ТАРО ЛЕДИ ФРИДЫ ХАРРИС И В «КНИГЕ ЗАКОНА» АЛИСТЕРА КРОУЛИ Клаас Хоффман Алистер Кроули записал «Книгу Закона» в 1904 году. Она была продиктована ему сверхчеловеческим разумом, который назвался именем «Айвасс». Эта книга состоит из трех глав, запись которых совершилась в Каире на протяжении трех дней — 8, 9 и 10 апреля.Тридцать три года спустя Кроули познакомился с художницей Фридой Харрис. Он решил создать новую колоду Таро и предложил леди Харрис нарисовать карты в соответствии с его замыслом — то есть, следуя его указаниям. Леди Харрис согласилась; она стала членом O.T.O. и приступила к работе. Многие из карт приходилось перерисовывать по несколько раз. Эскизы до сих пор хранятся в частной коллекции, а оригиналы окончательных вариантов — в Институте Варбурга, входящем в состав библиотеки Лондонского университета.Библиотеку Варбурга основал в 1903 году в Гамбурге Аби Варбург, сын банкира-еврея. После прихода к власти нацистов в 1933 году всю коллекцию библиотеки (80 тысяч книг) вывезли в Лондон, и так был основан, собственно, лондонский Институт Варбурга. Именно там я смог изучить оригиналы картин леди Харрис, по которым были созданы карты Таро. Кроме того, мне удалось взглянуть на неопубликованные эскизы ранних версий, находящиеся в частном владении. Опубликованные к настоящему эскизы составляют лишь малую долю от всех вариантов, которые Фрида Харрис создала за пять лет работы над этой колодой. На склоне лет Алистер Кроули написал книгу об этой новой колоде Таро — «Книгу Тота». Рассуждая о карте «Эон», он заметил: «…наше новое Таро можно рассматривать как систему иллюстраций к “Книге Закона”, поскольку оно во всем опирается на изложенное в ней учение».Если вырезать эти карты из рамок, из них можно составлять исключительно гармоничные композиции, особенно из Старших арканов. Почему это так?В «Книге Тота» Кроули отмечает, что гармоничность карт свидетельствует о верности применения символов и цветов, подобранных в соответствии с учением священной каббалы, на которой основано его Таро. Составляя коллажи из карт этой колоды, я обратил внимание на то, что связи между теми или иными картами определяются не только цветовыми и символическими параллелями, но и самой геометрией изображений. Какого же рода геометрию леди Ха ррис использовала для создания этих связей?
Последний раз редактировалось: Ognennaja (Пн Ноя 18, 2013 3:26 am), всего редактировалось 1 раз(а) | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пн Ноя 18, 2013 2:25 am | |
| Использованная ею геометрия представляет собой разработку классической евклидовой геометрии, основы которой заложил в XVII веке математик Декарт1. Она известна под названием «синтетическая проективная геометрия» и своим дальнейшим развитием обязана целому ряду математиков из разных стран Европы. Многие идеи Декарта — такие, например, как аксиома параллельных прямых, пересекающихся в бесконечности, — опираются одновременно и на математические, и на мистические предположения. Для всех прямых одного направления бесконечно удаленные точки должны быть тождественны, поскольку этого требует само понятие бесконечной удаленности.Так, благодаря введению бесконечно удаленных элементов, проективная геометрия вдохнула новую жизнь в евклидову концепцию жестких, неподвижных форм. В последующие столетия она сделала еще один шаг вперед, введя идею полярной противоположности — фактора, описывающего отношения между центром и периферией, или центральной точкой и бесконечно удаленной от нее поверхностью.В результате был сделан вывод, что все точки любого мыслимого пространства находятся на одинаковом расстоянии от бесконечно удаленной поверхности.Следующим этапом в развитии проективной геометрии — уже в двадцатом столетии — стало принятие концепции пространства, полярно противоположного нашему трехмерному пространству. Возможно ли заменить идею бесконечно удаленной поверхности идеей бесконечного центра?..И как Фрида Харрис познакомилась с проективной геометрией и ее практическим применением в графике? Элементы проективной геометрии в коллаже из картин леди Фриды Харрис | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пн Ноя 18, 2013 2:36 am | |
| Этим знакомством она обязана людям, шедшим по иному духовному пути, нежели Кроули: Рудольфу Штайнеру, Джорджу Адамсу и Оливии Уичер.Рудольф Штайнер был основателем антропософии — движения, породившего, среди прочего, вальдорфские школы, эвритмию и биодинамическое земледелие.Джордж Адамс был одним из антропософов, принесших это учение в Англию. Он побывал в Дорнахе, где познакомился с Рудольфом Штайнером. В то время он состоял в группе ученых, разрабатывавших идеи проективной геометрии — концепцию пространства с бесконечным центром.Рудольф Штайнер признавал, что идея бесконечного центра не менее важна для человека, чем представление о бесконечно удаленной периферии. Сама категория бесконечности необходима человечеству для душевного и эмоционального равновесия и для духовного развития. Штайнер полагал, что бесконечность — или, лучше сказать, бесконечное ничто — заключено в центре солнца.С Оливией Уичер — писательницей, исследовательницей и преподавательницей антропософии — мне довелось познакомиться лично. Она терпеливо старалась разъяснить мне принципы проективной геометрии. В свое время она написала в соавторстве с Джорджем Адамсом несколько книг по проективной геометрии и сотрудничала с ним вплоть до его смерти. Последней ее крупной публикацией стала книга «Солнечное пространство», в которой она излагает результаты математических исследований, истолкованные в свете духовно-научных открытий Штайнера. Эту дисциплину преподают в Эмерсон-колледже — школе Рудольфа Штайнера в Форест-Роу (Южная Англия). Оливия Уичер в 1999 году | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пн Ноя 18, 2013 2:38 am | |
| В марте 1935 года Уичер познакомилась с членами лондонского Антропософского общества, а немного позднее — и с Джорджем Адамсом. Адамс преподавал проективную геометрию в штайнерианской школе. Уичер стала посещать его лекции, и вскоре они начали сотрудничать. К тому времени, когда в школу пришла Фрида Харрис, они уже вели курсы проективной геометрии вместе.Это произошло уже после того, как Харрис начала работать над Таро, — по всей вероятности в 1937 году, так как именно с этого года в дневниках Кроули начинают встречаться записи о совместной работе с Харрис.Харрис записалась на курсы проективной геометрии и подружилась с Уичер и Адамсом. Джордж Адамс называл ее Дианой, полагая, что это имя подходит ей гораздо лучше, чем «Фрида». Диана, между прочим, изображена на карте Таро «Искусство». В беседах с Джорджем и Оливией Харрис упоминала о своем сотрудничестве с Кроули и о том, что она применяет знания, полученные на курсах, в своей работе над картами Таро. Рассказывая мне о Харрис, Оливия неизменно отмечала, что та была очень необычным и очень дружелюбным человеком. Фрида Харрис Образец возможных гармонических сочетаний | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пн Ноя 18, 2013 2:41 am | |
| Знакомство с Харрис, в свою очередь, помогло Адамсу и Уичер ввести некоторые практические новшества в собственную работу. Они рисовали растения, и Харрис предложила им использовать для этой работы как можно более твердые цветные карандаши в сочетании с самыми мягкими пастельными красками. Некоторые рисунки, выполненные Адамсом и Уичер, все еще украшают стены штайнерианской школы в Лондоне. Предназначение этих картин заключалось в том, чтобы наглядно продемонстрировать идеи проективной геометрии и показать, что все мы хорошо знакомы с ними и встречаем их каждый день в своем окружении. Кроме того, Адамс и Уичер старались использовать в своей работе научные идеи Гёте. С моей точки зрения, суть этих идей составляет бунт против ошибочного мнения о том, что живое можно проанализировать и понять теми же методами, что и неживое. Невозможно понять дерево, разобрав его на части и изучив их по отдельности, как если бы это было не дерево, а автомобиль.Мысли Гёте об изменчивых формах растительного царства повлияли на концепцию постоянного взаимодействия между пространством и антипространством, которую разрабатывали Адамс и Уичер. Это «антипространство» более точно описывается термином «солнечное пространство», поскольку Солнце есть источник силы, порождающей и поддерживающей всю жизнь на Земле. То, что эта сила наглядно отражена в растениях, Адамс в полной мере осознал весенним днем 1947 года, когда они с Оливией прогуливались по Риджентс-парку (всего в нескольких минутах ходьбы от штайнерианской школы). Проходя мимо живой изгороди, покрытой распускающимися почками, Адамс внезапно остановился и воскликнул (цитирую далее по книге Уичер «Джордж Адамс»):— Ну конечно! Это же и есть эфирное пространство!А затем он описал в геометрических терминах, как проявляется импульс прорастания листа или группы маленьких листьев; как они пробиваются из точки роста и по мере своего развития постепенно теряют изначальную жизненную силу. Фактически, живое вещество — это и есть физическая манифестация эфирного пространства. Процесс роста протекает не в эфирном, а в обычном пространстве, но первый толчок к нему дают силы, заключенные в «точке роста», внутри которой скрыта бесконечность. Семя или прорастающий зародыш физически невелики, но в эфирном пространстве огромны! И это в точности описывалось концепциями высшей математики. Иллюстрации из книги Оливии Уичер «Солнечное пространство» в сравнении с картами Таро леди Фриды Харрис«Солнечное пространство», илл. 15 и «Отшельник»«Солнечное пространство», илл. 23 и «Звезда» | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пн Ноя 18, 2013 2:43 am | |
| Книга законаКонцепция бесконечно малой точки, заключающей в себе жизненную силу бесконечности, занимает важнейшее место и в «Книге Закона». Эта точка называется Хадитом. Сам Хадит описывает себя в «Книге Закона» так:Я не протяжен [II],иЯ — пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды. Я — Жизнь и податель Жизни, и потому познавший меня знает смерть [II].Три главы «Книги Закона» соответствуют трем божествам египетского происхождения: Нут, Хадиту и Хору.Хад, или Хадит, олицетворяет сокровенное средоточие каждого человека. Эта та искра света, которая превосходит и смерть, и перерождение. Хадит «не протяжен». Его пространство сродни «солнечному пространству».Ну, или Нут, — богиня неба. Она — само звездное небо, объемлющее собою все, что нас окружает.Хор — сын Нут и Хадита, плод союза двух бесконечностей: бесконечного центра и бесконечной окружности. «Солнечное пространство», илл. 27 и «Маг»«Солнечное пространство», илл. 33 и «Жрица» | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пн Ноя 18, 2013 2:49 am | |
| Вторая глава «Книги Закона» начинается следующими стихами:1. Ну! сокрытие Хадита.2. Придите, вы все! и узнайте тайну, что прежде не открывалась. Я, Хадит, есть дополнение Ну, невесты моей. Я не протяжен, и Хабс — имя Дома моего.3. В сфере я — центр, что пребывает всюду, она же окружность, которой нету нигде.4. Но она будет познана, а я — никогда.В этих стихах обнаруживаются переклички с идеями проективной геометрии и с концепцией солнечного пространства. Пояснением этому служит цитата из эссе Адамса «Универсальные силы периферии и растения»:Следует как можно более отчетливо сформулировать концепцию подлинных образов сил, парящих во вселенной подобно плоским картинам, в отличие от земнородных сил точечных центров, устремляющихся вверх подобно стреле. Тогда мы получим точное научное описание таких сил, у которых нет фокальной точки, но есть периметр.Аналогия солнечному пространству обнаруживается в работе наших органов чувств: всякий предмет кажется нам тем меньше, чем более он от нас удален. Я не могу сколько-нибудь внятно описать, как именно мои глаза связаны с моей душой, пребывающей в солнечном пространстве, но я знаю, что законы оптики согласуются с законами солнечного пространства. Чем ближе ко мне оказывается предмет, тем он становится крупнее; чем ближе предмет к центру моего восприятия — к моей душе, пребывающей в солнечном пространстве, — тем больше ему уделяется места. «Солнечное пространство», илл. 11 и Королева Чаш«Солнечное пространство», илл. 39 и 40 и Принц Мечей | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пн Ноя 18, 2013 2:50 am | |
| В связи с концепцией солнечного пространства я хотел бы обсудить также следующие стихи из первой главы «Книги Закона»:6. Будь Хадитом, сокровенным средоточием моим, моим сердцем и моим языком!7. Узри! это открыто Айвассом, служителем Хор-пар-крата.8. Хабс — в Ху, а не Ху — в Хабс.9. Поклоняйся же Хабс и узри мой свет, излившийся на тебя!Айвасс — посланник пассивной, интровертированной ипостаси Хора. Суть его соответствует природе Солнца. Хадит пребывает в солнечном пространстве, или антипространстве, равно как и Хабс, обитель Хадита. Связь между нашей душой и телом обеспечивает Ху. Ху — это наше световое, или астральное, тело. В своей работе «Очерк тайноведения» Штайнер писал, что в астральном теле сосредоточены все наши чувства и страсти.Астральное тело, или Ху, пронизывает собою другое тонкое тело — эфирное, а оно, в свою очередь, пронизывает собою физическое тело, вдыхая в него жизнь. Эфирное тело занимает промежуточное положение между пространством и антипространством, между материальным и нематериальным существованием. Эфирное тело пронизано астральным, а физическое — эфирным; следовательно, астральное тело, или Ху, находится в постоянной связи с телом физическим и на него можно повлиять через физическое тело. Таким образом, Ху по своим свойствам и природе родственно материальному веществу и поэтому преходяще. Иное дело — обитель души и сама душа. Эта обитель (Хабс) и ее обитатель (Хадит) бессмертны. Требуя «поклоняться Хабс», Айвасс тем самым требует поклоняться вечному и внутреннему; при этом к числу внешних вещей он относит не только плотноматериальные предметы, но и наши тонкоматериальные тела.Описанные здесь пространственные и временные структуры взывают к самому сокровенному и священному из всего, что у нас есть, и, в конечном счете, служат лишь одной цели: они призваны помочь каждому человеку исполнить его свободную волю. Источник же этой свободной воли — духовный мир: наше высшее «Я», наша душа. Гармоничные сочетания | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пн Ноя 18, 2013 2:51 am | |
| Постскриптум от 10 октября 1999 года
С 18 сентября 1999 года я снова начал посещать Эмерсон-колледж и получил возможность продолжить свои беседы с миссис Уичер.В марте 2000 года Оливии исполнится 90 лет, если позволит здоровье2. У нее серьезные проблемы с памятью, и поначалу она меня не узнала. Лишь после нескольких бесед она вспомнила наши встречи 1990—1991 годов.Миссис Уичер прочитала мою статью о проективной геометрии в Таро леди Харрис и подтвердила ряд важных фактов. Но саму историю введения элементов проективной геометрии в это Таро она изложила несколько по-иному, чем в первый раз.По ее словам, она познакомилась с Фридой Харрис около 1938 года. Студия Фриды находилась по соседству с Риджентс-парк и, соответственно, со штайнерианской школой. Оливия припомнила, что несколько раз заходила в студию леди Харрис, располагавшуюся, по всей видимости, на верхнем этаже (Оливии запало в память, что пришлось долго подниматься по ступенькам).В 1990—1991 годах Оливия утверждала, что леди Харрис обучалась проективной геометрии на курсах, которые Адамс и Уичер вели в штайнерианской школе. Теперь же она заявила, что давала Фриде частные уроки, именно ради этого посещая ее студию. Но, на мой взгляд, две эти версии не исключают друг друга.Уичер рассказала, что Адамс подружился с Фридой и что та произвела сильное впечатление на них обоих. Она подтвердила, что Адамс называл леди Харрис Дианой — именем богини, изображенной на карте «Искусство» в Таро Кроули.По словам Оливии, леди Харрис красила волосы в рыжий цвет, что по тем временам было весьма необычно. Харрис придерживалась либеральных взглядов в политике и была исключительно свободолюбивой, одухотворенной и сильной личностью. Оливия призналась, что была очень огорчена, когда Харрис навсегда покинула Англию (остаток своих лет она провела на жилой барже в Кашмире). Помимо того, Оливия выразила сожаления по поводу того, что леди Харрис так и не приняла антропософию.В 1991 году я попросил у миссис Уичер разрешения опубликовать статью о взаимосвязи между проективной геометрией, как та преподавалась в штайнерианской школе, и Таро Фриды Харрис, использовав в качестве иллюстраций некоторые чертежи из книги Уичер «Солнечное пространство». После долгих колебаний Уичер дала свое разрешение; доводом, убедившим ее, стал принцип свободы информации — элемент философии тройственной структуры общества, которую проповедовал Штайнер (культурная и религиозная свобода, экономическое братство и равенство перед законом).К Телеме и Алистеру Кроули Уичер относится резко отрицательно. Она никак не может взять в толк, почему леди Харрис предпочла Телему антропософии. В последней нашей беседе Уичер заявила, что Харрис была «словно околдована этим Кроули» — так крепко она за него держалась и так сильно за него переживала (Кроули в то время тяжело страдал от астмы). Однако о самой Харрис Адамс и Уичер были самого лучшего мнения. А Харрис хранила непоколебимую верность Кроули.Уичер, со своей стороны, была убеждена, что всякий контакт с Алистером Кроули или его учением чреват опасностью. Попытки провести параллели между антропософией и философией Телемы казались ей заблуждением. Ее позицию недвусмысленно проясняет цитата из нашей последней беседы: «Забудьте все, что вы знаете, и читайте книги Рудольфа Штайнера, пока не прочитаете все, что он написал!»Неточность автора. Основы проективной геометрии заложил французский математик и архитектор Жерар Дезарг (1591—1661), друг Декарта. Ему же принадлежит изложенная ниже идея о пересечении параллельных прямых в бесконечно удаленной точке.Оливия Уичер скончалась в 2006 году, в возрасте 96 лет.
© Перевод: Анна Блейз, 2010 | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пт Дек 06, 2013 4:15 am | |
| Соавтор колоды Тота, Фрида Харрис, далеко уступает в известности Алистеру Кроули, и сведений о ее жизни и личности сохранилось значительно меньше. Поэтому на ее биографии мы остановимся подробнее и приведем здесь те немногие факты, которые все же сохранила для нас история. Леди Фрида Харрис (в девичестве Маргарита Фрида Блоксам, 1877—1962; творческий псевдоним — Джизус Чатни), английская художница, мистик и оккультист, была женой баронета Перси Харриса, главного организатора либеральной партии в британском парламенте, а позднее председателя Британского международного либерального совета. Сама Фрида Харрис состояла в обществе сомасонов — тайной организации, по структуре и деятельности подобной масонским братствам, но, в отличие от последних, допускающей женщин в свои ряды. Для этой организации она как художница создала так называемые чертежные доски — символические рисунки, использовавшиеся в ритуалах.
| |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пт Дек 06, 2013 4:16 am | |
| С Кроули Фрида Харрис познакомилась в июне 1937 года благодаря известному писателю и журналисту Клиффорду Баксу (1886—1962), приятелю Кроули, в то время искавшему по его просьбе художника для работы над проектом по изданию исправленной колоды Таро. Первоначально Бакс предполагал представить Кроули других художников — Мьюма Стюарта и Лесли Бланш, однако те не явились на встречу, и тогда он решил пригласить Фриду Харрис, с которой общался в масонских кругах.Идея создания принципиально новой колоды исходила, как ни удивительно, не от Кроули, а от Фриды Харрис. Именно она побудила Кроули переработать традиционные образы Таро и написать о них книгу, которую пообещала снабдить соответствующими иллюстрациями. Сперва Кроули отказывался: изначально в его планы входило лишь выбрать «лучшую из уже имеющихся колод» и перерисовать ее, внеся кое-какие отдельные поправки в изобразительную символику, — на это, как он полагал, уйдет около полугода. Однако Харрис продолжала настаивать на своем, требуя радикально переработать старую систему, и в конце концов сделала Кроули предложение, от которого тот не смог отказаться, поскольку в то время был крайне стеснен в средствах: она будет выплачивать ему еженедельное жалование в два фунта стерлингов, а он за это будет обучать ее магии.В результате леди Харрис стала официальной ученицей Кроули. Еще в феврале 1938-го Кроули записал в своем дневнике, что Харрис «по-настоящему встала на Путь», а 3 мая добавил: «Теперь она — настоящая ученица». 11 мая 1938 года Фрида прошла посвящение в O.T.O. и приняла магическое имя «Сестра TzBA». Древнееврейское слово TzBA соответствует по гематрии числу 93 — важнейшему числу телемической нумерологии — и имеет несколько значений: «воинства, сонмы», «деятельный», а также «ревностный, усердный». И действительно, в работе над новой системой Таро Фрида Харрис проявила истинное усердие и энтузиазм.Колода Тота создавалась на протяжении пяти лет, с 1938-го по 1943-й: столько времени понадобилось художнице, чтобы создать по указаниям Кроули семьдесят восемь акварельных полотен, которые затем были воспроизведены в форме карт Таро.Приступая к работе над колодой, Фрида Харрис одновременно постигала азы магического искусства и самой системы Таро: в этой области она была новичком, несмотря на значительную осведомленность в эзотерической философии и ритуальной практике. Прежде всего она тщательно изучила традиционные образы Таро и описания Таро Золотой Зари, опубликованные в «Эквиноксе» (I, 8). Затем она приступила к разработке арканов, скрупулезно следуя указаниям Кроули, подчас не вполне понятным, противоречивым и нередко менявшимся в процессе работы. Сохранились свидетельства, что леди Харрис погрузилась в тему так глубоко, что в событиях ее жизни начали воплощаться идеи арканов, на которыми она работала в соответствующий период (к примеру, при создании Восьмерки и Девятки Мечей ее преследовали всевозможные неприятности и проволочки).Еще в 1937 году Фрида Харрис заинтересовалась антропософией и стала изучать труды Рудольфа Штайнера, оказавшие влияние на ее художественный стиль. Мистическая глубина сочеталась в ее творчестве с особой художественной техникой, в основе которой лежали идеи проективной геометрии (эта наука входила в программу антропософских исследований, и Харрис занималась ею частным образом у двух учеников Штайнера - Джорджа Адамса и Оливии Уичер): представление о единстве пространства и времени и о сущностном тождестве центральной точки и бесконечного пространства (последнее также является одним из основных положений оккультной философии Кроули). Эти идеи нашли зримое выражение в образах колоды Тота: сознательно включая в изображения арканов схемы проективной геометрии, Харрис преображала визуальное восприятие пространства и создавала принципиально новую среду, в которой бесконечно далекое и предельно близкое оказываются неотличимы друг от друга. | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пт Дек 06, 2013 4:16 am | |
| Алистер Кроули и Фрида Харрис в период работы над «Таро Тота» | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пт Дек 06, 2013 4:18 am | |
| О личных отношениях между создателями колоды Тота известно не так уж много. В период работы над колодой им обоим было уже за шестьдесят; у Кроули к тому времени серьезно пошатнулось здоровье, а леди Харрис вела чрезвычайно активную общественную жизнь, в которой едва ли нашлось бы место для бурных романтических отношений, так что сотрудничество их, вопреки некоторым предположениям, не было обременено любовной связью. Однако все свидетельствует о том, что Фриду Харрис и Алистера Кроули связывала искренняя и прочная дружба, выдержавшая испытание временем, хотя и омрачавшаяся периодическими размолвками. Достаточно серьезные разногласия возникли, например, в связи с вопросом о правах на колоду Тота, когда Кроули объявил ее своей собственностью на две трети и даже нанял адвокатов для защиты этого требования. Однако все размолвки разрешались миром, а из сохранившихся писем явствует, что Харрис питала к Кроули неизменную приязнь и сочувствие: «Не надо, Алистер, говорить мне “полюбите меня хоть немножко”. Вы, смею надеяться, — мой друг, а когда мои друзья бывают со мной невежливы, я этого не запоминаю. Что бы там ни было, они остаются стержнем, узловой точкой, средоточием, из которого исходит все самое приятное, что есть в моей жизни» (28 января 1940 года). В декабре 1947 года Фрида Харрис посетила Кроули на смертном одре (он уже был при смерти и не узнал ее). Она была в числе исполнителей его завещания; она была одной из немногих, кто пришел на его похороны; она устроила по нему пышные поминки; она продолжала сотрудничать с американским отделением O.T.O. и оказывала финансовую поддержку сыну Кроули, Алистеру Ататюрку (1938—1978). Спустя одиннадцать лет, в одном из писем 1958 года, все еще вспоминала о своем наставнике и соавторе с нежностью и теплом.Кроули, со своей стороны, высоко ценил ее творчество и отзывался о нем с восхищением, редким для человека, вообще-то крайне скупого на похвалы: «Она вложила свой гений в эту Работу. Она невероятно быстро вошла в ритм и с неистощимым терпением принимала все указания своего фанатичного надсмотрщика, нередко переделывая одну и ту же карту вплоть до восьми раз, пока та не приходила в точное соответствие с его ванадиевым эталоном! Пусть же страстная “любовь в согласии с волей”, которую она вложила в эту сокровищницу Истины и Красоты, изливается из Великолепия и Силы ее труда, озаряя мир; пусть это Таро послужит отважным мореплавателям Нового Эона картой, что проведет их через Великое Море Понимания к Городу Пирамид!»Следует отметить, что «указания надсмотрщика» относились не только к содержательной, но и к чисто художественной стороне работы. К примеру, в письме от 19 декабря 1939 года, в ответ на высказанное Фридой Харрис беспокойство в связи с картой «Исправление» и по поводу ее страха перед прорисовкой лиц, Кроули пишет: "Ощущаемое вами отсутствие форм и лиц — не более чем симптом всеобщей болезни, поразившей современную душу. Это неверие в собственные творческие силы. Здесь корень <…> всех этих сумасбродных течений — неотомизма, бухманизма, дадаизма, сюрреализма. Довольно далеко это зашло у Пикассо: он попытался нарисовать стул вообще — такой, чтобы его нельзя было счесть каким-либо конкретным стулом. Следовательно, у этого стула не должно было быть ни цвета, ни формы; но чтобы оставаться стулом, он должен был служить опорой для человеческого тела; и в результате вышла горизонтальная линия. Но это метафизика, а не искусство. <…> Должен подчеркнуть, что эта боязнь лиц — отвратительное проявление трусости. Это ведь природный инстинкт — ассоциировать выражение лица с нравственными идеями, а ваша задача — проиллюстрировать именно нравственные идеи, или, вернее сказать, идеи магические. В данной конкретной карте это не так уж важно, поскольку по традиции Правосудие слепо; но, с другой стороны, скрытое лицо предполагает обман, что решительно противоречит смыслу этой карты; только прихвостни инквизиции или фемгерихта вершили свое так называемое “правосудие” под капюшонами. Беспристрастие — красивая идея, но вы с ней недалеко уйдете, если будете допускать, что ее олицетворением может оказаться какой-нибудь демон зловещей тьмы».На протяжении всей работы над проектом Харрис регулярно выплачивала Кроули обещанное жалование. Кроме того, она задействовала свои общественные связи для финансового обеспечения выставок готовых акварелей, выпуска каталогов и, в конечном счете, издания самой колоды. Выставки полотен с образами будущих карт Таро проводились по крайней мере трижды: в июне 1941 года — в галерее Николсона и Венна (Оксфорд), в июле 1942-го в галерее Беркли (Кембридж) и в августе 1942-го — в здании Королевского общества художников-акварелистов (Кондит-стрит, Лондон). По настоянию Фриды, Кроули на выставках не присутствовал и имя его в программных статьях не упоминалось — во избежание скандала.К выставкам было выпущено два каталога. К оксфордскому мероприятию Кроули написал заметки о Таро, снабженные торжественным названием «Выставка игральных карт: Таро (Книга Тота) 78-ми картин, представленное в согласии с традицией Посвященных и современной научной мыслью, а также прочие оккультные и алхимические зарисовки». Однако в каталог эти заметки не вошли, что вызвало у Кроули немалое возмущение и едва не привело к ссоре с Фридой Харрис. В каталоге для выставки, прошедшей в галерее Беркли, эти заметки были включены в качестве цитат в статью, написанную Робертом Сесилом (1913—1994, дипломатом, писателем и ученым-историком, с которым Кроули в то время поддерживал дружеские отношения) и озаглавленную попросту «Выставка 78-ми картин Таро Фриды Харрис».Эти выставки и статьи были призваны привлечь внимание общественности и собрать средства, необходимые для публикации карт Таро и книги с их описанием. Роберт Сесил надеялся заинтересовать этим издательским проектом знаменитого английского поэта и критика Т.С. Элиота (1888—1965), работавшего в то время редактором в крупном лондонском издательстве «Фабер энд Фабер». Однако не сохранилось даже свидетельств о том, состоялись ли предполагавшиеся переговоры на самом деле. В конечном счете Кроули осуществил свой замысел при финансовой поддержке ближайших друзей, последователей и единомышленников (в частности, Грейди Луиса Макмертри — ученика Кроули, впоследствии занявшего пост Внешнего главы O.T.O., — и Луиса Уилкинсона — известного английского писателя, которого Кроули считал одним из лучших своих друзей). Благодаря им Кроули смог подготовить и опубликовать роскошное издание одной из главных своих работ — «Книги Тота», проиллюстрированной репродукциями карт из новой колоды. Книга увидела свет 21 марта 1944 года — в день весеннего равноденствия, на 35-ю годовщину великого «Равноденствия Богов», начала Нового Эона. В рекламном проспекте к «Книге Тота» Кроули заявлял: «Книга издана благородно; никакие иные соображения не должны были помешать исполнению этой цели». Отпечатанная на дорогой формованной бумаге и переплетенная в «настоящий нигерийский сафьян местной выделки и окраски», книга включала в себя 8 цветных репродукций оригинальных картин Фриды Харрис, 90 черно-белых иллюстраций и текст за подписью «Мастер Терион» (девиз, принятый Алистером Кроули на степени Мага — одной из высочайших степеней магического ордена, A.'.A.'. [11]).Многие оккультные мыслители до Кроули, начиная с французского историка XVIII века Антуана Кура де Жеблена, полагали, будто бы Таро представляет собой некий мистический «текст в картинках», дошедший до нас из Древнего Египта, — собственно, «Книгу Тота». Тот (Тахути, или Джехути), древнеегипетский бог мудрости, речи и магии, изобретатель письменности, в эллинистическую эпоху слился с образом Гермеса Трисмегиста («Триждывеличайшего») — легендарного мудреца, которому приписывалось авторство мистических и магических трактатов, составляющих так называемый «Герметический корпус». Назвав свою работу «Книгой Тота» и дав ей подзаголовок «Египетское Таро», Кроули отдал дань почтения как этому божеству, так и упомянутым традиционным представлениям (расходящимся с данными современной исторической науки). Однако в предисловии к книге он лишь упоминает «египетскую» версию происхождения Таро наряду с некоторыми другими, не высказываясь сколько-нибудь определенно в ее поддержку. По его глубокому убеждению, ценность Таро никоим образом не зависела от древности происхождения, а определялась лишь пользой, которую эта символическая система может принести на практике: «Каждая карта — в некотором смысле живое существо <…> Задача ученика — возвести из этих живых камней свой собственный живой Храм».В соответствии с этим подходом, «Книга Тота» была задумана как практическое «руководство для начинающих» по системе Таро в целом и колоде Тота в частности. Но в действительности эта книга весьма сложна и способна отпугнуть многих «начинающих». О том, насколько она непроста и далека от «элементарного пособия», можно судить хотя бы по жалобам Фриды Харрис из письма Кроули 1939 года: «Что касается ваших книг, полагаю, вы и сами догадываетесь: будь они написаны на санскрите, новичку и то было бы легче, и у любого читателя от них зайдет ум за разум. Поэтому люди благоразумные (вроде меня) отщипывают от них по кусочку, сколько смогут переварить, да и то лишь время от времени, когда позволяет самочувствие». Научиться гадать на Таро или быстро освоить колоду Кроули по «Книге Тота» невозможно, однако многим серьезным исследователям оккультной философии она служит настольной книгой и практически неисчерпаемым источником новых откровений. Так или иначе, она требует глубокого и длительного изучения, для которого понадобятся достаточно обширные познания в эзотерической философии, каббале, алхимии и прочих оккультных дисциплинах, а также знакомство с другими трудами Кроули, на основе которых вырастало и складывалось его учение о Таро.Создание «Таро Тота» стало достойным венцом магической карьеры Кроули. В письме граверу г-ну Пирсону, которому предстояло работать над пробным изданием колоды, Кроули ясно дает понять, сколь важное значение он придавал своей работе над Таро: «По-видимому, важно, чтобы вы понимали, чем я руководствуюсь. Для меня эта Работа, это Таро, над которым я тружусь, — энциклопедия всей серьезной “оккультной” философии. Это стандартное справочное руководство, которым будет определяться весь ход развития мистической и магической мысли на протяжении последующих двух тысяч лет. Единственная моя забота — оградить его от опасности уничтожения, а для этого необходимо воспроизвести и размножить его в стандартной форме и распространить как можно более широко. Финансовой выгоды я не ищу; если бы я располагал капиталом в этой стране, я бы сам разослал 200 (допустим) экземпляров по государственным библиотекам во все части света и столько же — моим главным представителям» (29 мая 1942 года).Ходили слухи, что Кроули якобы разбогател на колоде Тота, а Фрида Харрис осталась ни с чем. В действительности же ни Харрис, ни Кроули не дожили до того дня, когда их проект начал приносить доходы. Более того, они так и не увидели свое детище опубликованным в виде колоды Таро. В 1944 году вышло лишь около 200 пробных экземпляров, отпечатанных по фотокопиям с иллюстраций к «Книге Тота», а не с акварельных полотен, и всего в два цвета: для изображений на лицевой стороне карт использовалась только синяя краска, а на «рубашке» — красная. Колоды этого тиража, известные также под названием «Одноцветное Таро Святого Грааля», ныне стали коллекционной редкостью.После смерти Фриды Харрис в 1962 году акварели, послужившие основой для создания колоды, перешли в собственность Джеральда Йорка — одного из британских учеников Кроули, известного также под магическим девизом «Брат Nia». Йорк поместил эти картины на хранение в исследовательский институт Варбурга в Лондоне.Первое полноцветное издание колоды Тота осуществила только в 1969 году компания «Samuel Weiser». Но качество печати и здесь оставляло желать лучшего, как и в тираже, выпущенном компанией «Llewellyn» в 1970 году в сотрудничестве с O.T.O. и Джеральдом Йорком.В 1977 году Йорк и представители O.T.O. подготовили более качественное переиздание на основе новых фотокопий с акварельных полотен; его осуществила компания «U.S. Games Systems» в сотрудничестве с «SamuelWeiser». В 1983—1987 гг. «U.S. Games Systems» выпустила в свет еще два улучшенных издания (в зеленой и фиолетовой коробках).Тогда же, в 80-е годы, три издания колоды Тота (в синей коробке) выпустила швейцарская компания «UraniaVerlag» в сотрудничестве с издательством «A.G. Muller». В версию 1987 года были включены три различных варианта карты «Маг» (Ату I) — «греческий», «индийский» и «египетский» (из этих трех вариантов, предложенных Фридой Харрис, Кроули в свое время выбрал «греческого», который и фигурирует во всех стандартных изданиях).В настоящее время регулярно переиздаются две основные версии колоды (различающиеся только размером карт и языком надписей): Таро Тота версии «U.S. Games Systems» — с зеленой каймой и приглушенными цветами и так называемое «швейцарское Таро Тота» (по образцу первых изданий компании «A.G. Muller») — с серой каймой и более яркими цветами. Кроме того, «U.S. Games System» выпустила специальное переиздание «швейцарского Таро» с тремя «Магами».Что касается «Книги Тота», то ей Кроули придавал не менее важное значение, чем самой колоде, и настаивал в свое время на том, что она непременно должна сопровождать каждое издание колоды: «Карты не должны продаваться отдельно от книги. <…> я не допущу издания карт в таком виде, чтобы они годились только для игры или гадания».В настоящем издании [12] текст «Книги Тота» впервые публикуется на русском языке без купюр. В него включены все приложения, входившие в оригинальное издание 1944 года и в последующие переиздания этой книги на английском языке. Кроме того, данная публикация дополнена рядом приложений, отсутствовавших в оригинале книги: несколькими отрывками из работ Кроули, имеющими непосредственное отношение к символике отдельных Старших арканов, подборкой писем Кроули и Фриды Харрис, отрывком из книги Кроули «Общие принципы астрологии» (1915), в котором описаны двенадцать Старших арканов Таро, соответствующих знакам зодиака, и лекцией о Таро, прочитанной Фридой Харрис в 40-е годы в лондонском клубе «Сезам». | |
| | | Ognennaja Форумчанин
Сообщения : 2456 Опыт : 7215 Дата регистрации : 2012-12-06
| Тема: Re: Как создавалось Таро Тота Пт Дек 06, 2013 4:34 am | |
| | |
| | | | Как создавалось Таро Тота | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|