«У вас есть власть над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу». — Марк Аврелий
Осознайте, что ваши мысли, это не суть вашей сущности. Это не вы, а что то совсем инородное, но лишь частично с вами связанное. Представьте, что вы попали под проливной дождь из мыслей, где каждая капля является беспокойством, или сценарием "Что если?" Чем больше вы боритесь, тем сильнее становится дождь. Но помощью осознанности и медитации, вы можете создать убежище, от этого ментального ливня.
Осознанность - это наблюдение за своими мыслями, чувствами, и ощущениями, не поддаваясь их влиянию. Медитация - структурированная практика, которая помогает вам укрепить ваши мышцы внимательности. Практикуя внимательность, вы по сути, становитесь спокойствием в центре бури. Вы признаете хаос, но не даете ему шанса влиять на вас. Вы знаете что с ним делать, чтобы взять его под контроль. Речь идет не о искоренении мыслей, или игнорировании беспокойства, речь идет о том, чтобы справляться с ними с изяществом.
Вы когда-нибудь останавливались, чтобы прислушаться к своим мыслям? Очень интересно осознавать, что в вашей голове постоянно идет диалог. Иногда он спокоен, а иногда напоминает вихрь. Главное, что этот диалог формирует ваши эмоции, ваши решения, и в конечном итоге, вашу жизнь. Самоосознание - это настройка на этот диалог, понимание того, почему вы чувствуете то, что чувствуете. И думаете то, что думаете. Такой расклад, несомненно, меняет ситуацию.
Представьте себя двумя людьми. Тот кто злится, волнуется, или расстраивается. Другой - наблюдатель. Это ваш внутренний мудрец. Когда вы окажитесь в трудной ситуации, переключитесь в роль наблюдателя. Когда речь идет о трудной ситуации, спросите себя "почему я испытываю это?" Такое размышление поможет вам не только реагировать, но и отвечать. Докопавшись до первопричины, возможно, окажется, что это либо сущий пустяк, либо то, что и вовсе находится за рамками вашего контроля. А возможно и так, что причина будет намного глубже, а сама реакция будет противоречить вашим устоям, и взглядам на жизнь. Что, несомненно, даст еще больше стимула изучать себя.
Мы не можем повлиять на то, что наш рейс задержали из-за плохой погоды, но мы можем выбрать как нам к этому отнестись. Устроить бесполезные разборки с представителями авиакомпании, потратить кучу как своих, так и чужих нервов, жалуясь на то, что они не удосужились ради нас остановить снегопад. Либо отнестись к этому философски. Молча достать книгу, и провести это время с пользой. Если немного перефразировать, мы не можем повлиять на стимул, но наша реакция находится под нашим контролем. Если перефразировать еще проще: "Зачем тратить силы на то, что ничего не изменит?"
Виктор Франкл так и говорил, между стимулом и реакцией есть промежуток, в этом промежутке у нас есть свобода выбора этой реакции, и от этого выбора зависит наше счастье развития. Сенека писал, что у нас всегда появляется первая реакция, возникновение которой мы не можем контролировать. Подобные реакции стоики называли "первострастями". Марк Аврелий в своих размышлениях вспоминал, как усилием воли преодолевал ту, первичную реакцию, понимая, что она естественна. Эпиктет тоже говорил что основоположники стоицизма различали две стадии реакции на какое-либо событие, сначала возникает непроизвольная реакция, которая очень похожа на реакцию животных, причины ее возникновения заключается не в ошибочных суждениях, а в эмоциональной рефлексии, затрагивающим наше тело и затмевающие наш разум. За первым впечатлением следует вторая стадия, реакция на внешнее событие, когда мы добавляем свою оценку к этому первичному спонтанному впечатлению.
Психиатр Стив Питерс называл "систему один" обезьяной, а "систему два" человеком. Так вот, человека разумного или "систему два", мы знаем намного лучше, она отвечает за то самое внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, и контроля ситуации. "Система один" или обезьяна, и есть причины той самой непроизвольной реакции. И проблема в том, что когда мы недостаточно бдительны, когда мы не присутствуем здесь, и сейчас, когда мы погружены в мысли о прошлом, или будущем, тот самый промежуток между стимулом и реакцией, сужается до ничтожных размеров. И человек автоматически идет на поводу у обезьяны.
«Всё течёт и ничто не остаётся на месте». — Гераклит
Жизнь часто похожа на американские горки, не так-ли? Среди этого хаоса легко запутаться. Однако, в нашем арсенале есть секретное оружие. Наша перспектива. То, как мы смотрим на происходящее вокруг - может изменить весь опыт. Теперь представьте, что ваш разум подобен зеркалу. Оно не обязано реагировать, оно просто отражает то, что находится перед ним. Когда происходит что то стрессовое, сделайте шаг назад, посмотрите на это, будто вы просто наблюдатель, не ввязываясь в происходящее. Эта отстраненность не означает отсутствие заботы, скорее, речь идет о сохранении спокойствия среди бури. Каждый день вы сталкиваетесь с выбором. Не важно, как вы ответите на грубый комментарий, или то, что подбрасывает вам жизнь. Но вы можете выбрать свою реакцию. Именно здесь и кроется сила. Важно не то, что с вами происходит, а то, как вы на это реагируете. Даже из соображения внутренней экономии ресурсов. После продолжительной истерики, которая вас опустошит, но никак не поможет делу, у вас явно останется меньше сил и энергии на решение самой ситуации.
"Ничто не постоянно, кроме изменений". Человек всегда стремится к стабильности, и, наверно, оглядываясь, невозможно сказать, что какой то период времени был действительно стабильным, неизменным. Так стоит ли переживать, если вся наша жизнь это беспокойное море, которое грозится то штормами, то радует штилем?
Сопротивляться переменам - это все равно, что сдерживать океан. Это утомительно и бесполезно. Принятие перемен, наоборот, придает сил. Это означает, что вы адаптируетесь и культивируете стойкость. Речь не о том, чтобы любить все перемены, а о том, чтобы не позволять страху перемен управлять вами. Уделите время тому, чтобы оценить перемены. Затем спросите себя, как вы можете приспособиться к ним. Важно понимать, что когда все вокруг меняется - вы можете найти стабильность внутри себя. Учитывая это, вы не можете предсказать будущее, но можете подготовиться к нему. Чем больше это будете делать, тем больше будете подготовлены.
«В своем воображении мы страдаем чаще, чем на самом деле» - Луций Анней Сенека
Это подразумевает, что наши мысли о будущем, являются источником наших страданий. Наше воображение имеет тенденцию разгуляться, создает много сценариев, которые могут не произойти. Столкнувшись с этим, мы размышляем о том, как справиться с этими событиями, последствиями. В некоторых случая происходит то, что мы предсказывали, но в большинстве происходит то, что мы не могли предсказать. В хорошем, или плохом смысле. Все страдания от будущего происходят в настоящем, и не потому, что будущее уже существует в настоящем, а лишь потому, что мы чрезмерно беспокоимся в настоящем. Если вы можете справиться с настоящим, то можете и преодолеть будущее.
Что касается прошлого, оно как и будущее, находится не в пределах нашей досягаемости. То что свершилось, уже произошло. И изменить это, мы можем лишь если изобретем машину времени. Человек живет лишь в настоящем. Вся его жизнь, либо уже прошла, либо исчезла, либо вообще не наступила. Поэтому, стоит относиться к прошлому, как к чему то неважному, или бессмысленному в настоящем. Дело не в том, что прошлые события не влияют на настоящее, или мы не можем извлекать из него уроки, а в том, что оно вне зоны нашей досягаемости. Тем не менее, мы постоянно переживаем о прошлых событиях, прокручивая их в уме, вызывая ту самую боль, которая уже давно прошла. В некоторых умах, может появиться мысль, что думая о прошлом, мы каким то образом можем его контролировать, но это иллюзия. Прошлое уже прошло, и мы имеем дело лишь с мыслями о нем. Тем более, когда многое в памяти могло исказиться, и может быть совершенно разным, под разными точками зрения. "Я хотел бы сделать по другому", но они желают невозможного. Они лишь стимулируют желания, которые никогда не будут реализованы. Мы можем лишь контролировать то, как относиться к этим событиям.
Поначалу, мы можем воспринимать прошлое, как неблагоприятные ситуации, однако, это не просто череда неприятных случаев, но и часть нашего пути. Эти ситуации могут нам лучше понять самих себя, понять свои слабые стороны. Ведь рвется там, где тонко. Рассматривайте прошлое, как часть вашей истории. Неотъемлемую, но не определяющую часть вас самих.