Узлы и все, что завязано, не дают женщине легко разродиться.
Что касается свадебных суеверий, то в других районах Шотландии определенное значение придавали тому, чтобы левый туфель жениха был не застегнут и не зашнурован, "дабы ничто не мешало ему нарушить девственность невесты".Очевидно, это и было фактической причиной развязывания узлов во время церемонии бракосочетания. То же самое суеверие существовало в Сирии и полностью изжило себя только к 1920 г.Следует добавить, что в Пертшире после завязывания шнурков женихом, невеста и все гости, выйдя из церкви, обходили вокруг нее по ходу солнца.На Шетландских островах, а также на островах Льюис и Мэн, считалось, что ветер можно завязать в узлы и затем выпускать на волю, развязывая их. Конечно же, эти узлы завязывали ведьмы. Моряки Шетландских островов носили ветры в узлах носового платка. И определенное число леруикских женщин зарабатывало на хлеб продажей ветра.Г-н Дж. Г. Локхарт в своих "Memoirs of the Life of Sir Walter Scott" описал визит сэра Вальтера Скотта к одной из таких женщин в Стромнесс: "Мы взбирались по крутым и грязным переулкам, чтобы подняться на холм, возвышающийся над городом. На этой высоте в полуразрушенной хижине жила старая ведьма, которая зарабатывала на жизнь продажей ветров. Когда какой-нибудь капитан или купец давал ей шесть пенсов, она ставила на огонь свой чайник, чтобы вызвать попутный ветер".Трудно сказать, откуда пошло это суеверие. Едва ли наши старые ведьмы знали о кожаном мешке с ветрами, который, по словам Гомера, Одиссей получил от Эола, повелителя всех ветров."В русской народной колдовской практике узлы и нити имеют большое значение. Завязывание и обвязывание русскими знахарями и знахарками понималось и до сих пор понимается в смысле, во-первых, закрепления того, что намечается; предпринимается ли какое-нибудь полезное дело, надо взять нитку, завязать на ней узел, положить узелок через порог и, сказав "Как етый вузил завязын, так у нас, рабов Божьих, дела... сышлось бы", после этого отправляться куда нужно; во-вторых, в смысле преграды, помехи болезни и порчи: перевязываются красными шерстяными (суконными) нитями руки и ноги при произнесении следующих слов: "...завязываитца балесть и усякая притча на веки вякоу", и болезнь прекратится, так как ей ставится преграда завязанной нитью; в-третьих, в смысле захвата нитью или узлом болезни, для переноса ее в другое место: бородавку обвязывают волосом (или шелковинкой) и, завязавши его тремя узлами, снимают волос и закапывают его в землю; когда нитка в земле сгниет, исчезнет и бородавка...От стеня, болезни, от которой худеют и бледнеют, ниткой вымеряют суставы и на каждом суставе завязывают узелок. Болезнь, связанная узелками, оставляет больного. Ниткой обмеряют у больного ребенка голову, туловище, руки, ноги, суставы и этой ниткой завязывается маленький узелок с хлебом и солью. Узелок этот относят на перекресток, где и оставляют с приговором: "Ветер, ветер, ветряник, возьми свой сухотник". Завязанная болезнь передается ветру, уносится им, и больной поправляется; в-четвертых, в смысле наведения беды: узел, завязанный на одежде невесты, причиняет ей болезнь, служит к ее порче, нарушает ее благополучную жизнь...От ломоты в руках и ногах завязывают руки и ноги красными нитями в четыре узла, приговаривая: "Ва веки веков аминь балести!" Красными нитками обвязывают руки и ноги также и от порчи. На толстой веревке навязывают девять узлов и бьют ею больного лихорадкою, чтобы изгнать из него болезнь.Чтобы навести порчу, тяжелую болезнь и даже смерть, устраивают на несжатой ниве того, кого хотят испортить, узел из колосьев, называемый народом заломом. Не только сжавший этот узел подпадает под злое воздействие этого узла, но и тот, на кого думали злое при завязывании колосьев...Убеждение в зловредной силе залома широко распространено у белорусов и южновеликорусов, ... для уничтожения злого воздействия залома прибегают к помощи знахаря, который, раздевшись донага, со свечой читает заговор, а затем, вырвав завязанный узел колосьев, сжигает его на перекрестке. Обращаются и к молитве священника, который служит молебен на полосе...Это завязывание на кого-нибудь и с чем-нибудь делает всякий узел, неизвестно кем завязанный, страшным и опасным. Мне пришлось быть свидетельницей, как крестьянка Можайского у., нащупав на бахроме своего платка узел, заволновалась и твердила: "И с чем он завязан, иль с добром, иль со злом?" Таким образом, процесс завязывания есть процесс преодоления, употребления силы одного лица для уничтожения силы другого; процесс этот магический: нитью обвязывается больной человек, следовательно, и болезнь обвязывается, человек завязан - завязана и болезнь, снимается нить с человека, с нею снимается и болезнь; нить бросается, зарывается в землю, кладется в отверстие дерева, которое затем забивается, с нитью бросается и зарывается в землю связанная болезнь. Чтобы видно было, что завязывается болезнь, на снятой с больного нити завязываются узлы. Магическое значение завязывания передается и нитям и узлам. Отсюда всякий узел сам по себе уже представляет нечто волшебное, магическое и служит источником магического воздействия. Носить на себе нить, шнурок, пояс, тесьму, полоску кожи, завязанные узлом, уже само по себе важно, так как эти предметы имеют охранительное значение...Найдя узелок на дороге, берут его и развязывают с молитвой, предполагая, что в нем может быть завязано что-нибудь во зло развязавшему, что должно парализоваться молитвенными словами. Самый вид узла уже внушает опасение... Таким образом, нить, узел, моток, с одной стороны, являются оберегом - они защищают и предохраняют тогда, когда известно, что цель их употребления - добро. Но как только неизвестно, для чего они сделаны, в них усматривается и предполагается порча. Такое двойственное значение имели нити, узлы и мотки и имеют до сих пор в представлении русского народа. Поэтому нить и узел, с одной стороны, амулет, с другой - опасное оружие в руках недоброго человека, орудие порчи. Узлы внушают опасение особенно при свадебном ритуале, во время которого можно легко испортить молодых...Узлы завязываются один раз, три раза, девять раз; по числу суставов, по числу промеров. Разъяснить индивидуальные оттенки в употреблении нитей и узлов едва ли можно, настолько разнообразны и неуловимы представления и верования, породившие их разнообразие. Каждый знахарь или знахарка в каждом отдельном случае руководствуются личными соображениями и представлениями...Навязывание на себя различных предметов и завязывание узлов с магической целью было на Руси явлением постоянным и обычным, о чем свидетельствуют порицания в поучительной литературе Древней Руси наузов, т. е. амулетов, как остатков язычества и епитимьи, назначаемые за эти магические действия. В Требнике в главе о волховании указывается:"Елицы волхвуют... и обвязания па дети свои и на животная возлагают, урока ради... 6 лет да не причастятся... или опоясания... и шолки на главу свою и на выю возлагают, яко недуги отгонити... 6 лет да не причастятся... или в воспоминание страстей христовых в пяток великий узолицы себе по числу евангелий вяжут, 6 лет да не причастятся". Из этих запрещений видно, что и нити и узлы употреблялись постоянно и употребление их было делом обыкновенным, но порицаемым со стороны духовенства...Отголоски магического значения узла можно видеть в обычае завязывать узелок на память, завязывать ножку стола при отыскивании пропавшей вещи".